Тема I. Предмет, объект и методы психологии, место психологии в системе наук, её развитие

Введение

Деятельность современного экономиста, менеджера, инженера становится все более сложной, комплексной, многоплановой. Сегодня на первый план выходят задачи гуманитарно-психологические и интерес к психологии неуклонно возрастает. Все большее число людей постигает основы психологической науки и стремятся использовать данные знания в своей профессиональной деятельности. В профессиональной компетентности инженера важное место занимают психологические знания и прикладные умения, так как опора на теоретические основы психологии и педагогики способствует продуктивному решению производственных задач и осуществлению эффективной коммуникации в процессе трудовой деятельности.

Вы приступаете к изучению курса "Психология и педагогика", программа которого согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования предусматривает раскрытие значительного числа вопросов, перечисленных ниже.

Психология: Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Темперамент. Характер. Способности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: Объект, предмет и задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

При обучении по заочной форме в силу ограниченного количества аудиторных часов требуются активизация самостоятельной работы студентов, организация психологического и педагогического самообразования. Мы предлагаем дидактический материал и методические указания по курсу "Психология и педагогика" с целью оказать Вам помощь в усвоении психологических и педагогических знаний. Эти материалы составлены на основе требований Государственного образовательного стандарта ВПО. Они, с одной стороны, послужат своеобразным ориентиром в потоке психологических и педагогических понятий и законов, а также в разнообразной литературе, посвященной проблемам психологии и педагогики, помогут обобщить имеющиеся точки зрения по ведущим теоретическим вопросам. С другой стороны, будут содействовать переводу теоретических знаний в практическую плоскость, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности, повысят общую психолого-педагогическую культуру и умение самостоятельно мыслить, предвидеть последствия собственных действий.

Вследствие вышеизложенного предлагается такая технология работы, которая имеет в виду не просто чтение дидактического материала, но предполагает приложение самостоятельных усилий студентов.

В своем содержании пособие имеет полный набор базовых понятий, которые предстоит усвоить по соответствующим темам курса, для чего целесообразно составить собственный толковый психолого-педагогический словарь (термины, рекомендуемые для собственного толкового психолого-педагогического словаря, представлены в Приложении 1).

По каждой теме предлагаются вопросы и задания для самопроверки. При подготовке Вы можете использовать как настоящее пособие, так и другие методические источники из «Списка литературы».

В пособии указаны темы контрольных работ (порядок определения номера вопроса указан вслед за перечнем тем, Приложение 2).

Одновременно с изучением теории приступайте к выполнению практикума (Приложение 3), который позволит расширить Ваши представления о собственных индивидуально-психологических особенностях, поможет развить познавательную, информационную и коммуникативную компетенции.

В Приложении 4 предлагаются варианты итогового тестирования по курсу «Психология и педагогика», тематический план и виды занятий представлены в Приложении 5, распределение и содержание заданий на самостоятельную работу студента регламентирует Приложение 6.

Методические рекомендации к самостоятельной работе и требования к оформлению контрольной работы изложены в Приложении 7.

Задания (теоретические вопросы) контрольной работы приводятся в Приложении 8.

Желаем успехов в освоении дисциплины!

 

Конспекты лекций

Тема I. Предмет, объект и методы психологии, место психологии в системе наук, её развитие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: