Следующий момент нашего рассмотрения — это вопрос о так называемом внешнем или внутреннем контроле. В психологических исследованиях было показано, что люди различаются по тому, объясняют ли они события своей жизни влиянием других людей или случая, рока, судьбы (таких людей называют «экстерналами» или «внешне направляемыми», «ориентированными на внешний контроль») или, напротив, считают, что все зависит только от них самих (таких называют «интервалами», «внутренне направляемыми», «ориентированными на внутренний контроль»). Мы уже касались этого вопроса, когда анализировали методику «Кто Я?» и говорили о каузальной втрибуции.
Существует, конечно, множество людей, которых нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Однако подлинно самоактуализирующаяся личность — это не просто «немного того, немного другого». Вот что пишет об ориентации на внешний (внутренний) контроль уже неоднократно цитируемый мной Э. Шостром: «Чтобы понять актуализацию, нужно прежде всего хорошо разобраться в понятиях — внутреннее руководство и руководство со стороны других. Внутренне направляемая личность... оказалась со встроенным в раннем периоде жизни психическим компасом — гироскопом, который был установлен и запущен родительским влиянием. Позднее этот гироскоп претерпел дальнейшие влияния со стороны других авторитетных фигур. Внутренне направляемый человек проходит черезжизнь независимо с внешней точки зрения, однако еще подчиняясь этому внутреннему направлению. Источник его руководства внедрен ранее, и им управляет небольшое число принципов... Опасность избытка внутреннего руководства состоит в том, что индивид может стать нечувствительным к правам и чувствам других и может почувствовать, что может манипулировать ими авторитетно по причине своего внутреннего чувства «правоты»... Личность направляемая другими, из-за страхов и сомнений со стороны его родителей в отношении того, как его вырастить, оказалась мотивированной развить радарную систему, чтобы получить сигналы от значительно более широких кругов... его первичное чувство склоняется к страху перед сменяющими друг друга голосами «авторитетов» или перед любым пристальным взглядом. Опасность руководства со стороны других состоит в том, что манипуляция как в форме угождения другим, так и в форме обеспечения постоянного принятия становит его первичным методом отношения.
|
|
Таким образом, можно видеть, что изначальное чувств страха может быть трансформировано во всепоглощающую неутомимую потребность в привязанности или уверениях в любви...
Самоактуализирующаяся личность имеет тенденцию быть менее зависимой... как в крайностях внутреннего руководства, так и в крайности руководства со стороны других. Ее можно характеризовать как имеющую более автономную самоподдерживаемую или бытийную ориентацию. Она руководима другими там, где она до некоторой степени должна быть чувствительна к человеческому одобрению, расположению и доброй воле, но источник ее действий по существу — это внутреннее руководство. Этот человек руководим в большей степени внутренне, но его свобода не завоевана бунтом или нажимом на других или борьбой с ними. Он полностью выходит за пределы внутреннего руководства с помощью критической ассимиляции и творческого развития своих прежних принципов жизни. Он открыл внутренний вид жизни, который дает ему уверенность»*.
|
|
А вот какие примеры высказываний каждого из этих типов личности приводит Э. Шостром.
Личность с полной внутренней ориентацией: «Моим чувствам можно верить», «Что бы я ни решал, я должен принять свое собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».
Внешне направляемая личность: «Что подумают люди?», «Скажи мне, что ты думаешь, мне следовало делать?», «Что нужно делать, чтобы правильно делать?»
Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто любит меня и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от их давления, но, однако же, меня интересует то, что они думают»*.
А теперь вернитесь вновь к нашему ключу 7 (с. 13) и подумайте над ним с этой точки зрения — что на самом деле означает «верьте своим чувствам»?
Я думаю, вы помните, что в списке самоодобрения вторым, т. е. в самом начале, находится как раз это умение — разумное отношение к оценкам со стороны других людей. Другими словами, самопринятие впрямую зависит от того, ориентированы вы на внешнюю, внутреннюю оценку или ваша ориентация — сложное соединение, которое так образно описывает Э. Шостром.
А какой тип ориентации характерен для вас?
Определите это, записав сначала тот ответ, который вам кажется правильным, не думая и не анализируя. Затем просмотрите свои результаты по методике «Кто Я?» с этой точки зрения и, наконец, проанализируйте несколько событий своей жизни — равное количество из прошлого и настоящего, например по два. После этого подумайте таким же образом о своих ближайших и более отдаленных планах — от чего, считаете вы, зависит их исполнение (или от кого).
В анализе вам помогут следующие вопросы: 1) что я делал, чтобы достичь в этой ситуации успеха; 2) знал ли я, чего я хочу, или ждал, пока мне это объяснят другие; 3) откуда взялась эта ситуация, кто мне подсказал эту цель; 4) был ли я активен или пассивен — действовал сам, ждал помощи от дру-nix или думал, что все само собой как-нибудь образуется; 5) насколько типично для меня поведение в данной ситуации? Естественно, по отношению к будущему эти вопросы надо давать в будущем времени. И вновь запишите общий вывод.
Теперь сравните результаты по всем этапам выполнения этого упражнения. Не обнаружили ли вы чего-нибудь нового, пеожиданного для себя? Совпали ли начальное впечатление и окончательный вывод? Нравится ли вам этот результат? Получилось ли то, что вы хотели?
Если нет, то рецепт здесь один — действуйте на новом уровне. Дайте себе слово ч хотя бы в течение ближайших двух— четырех дней действуйте как самоактуализирующаяся личность, т. е. такая, чья жизненная ориентация в описании Э. Шострома вам показалась наиболее привлекательной. Не забывайте каждый вечер анализировать, что у вас получается.
И еще. Занимайтесь мысленным экспериментированием. Представьте, как бы изменилась та или иная ситуация, если бы вы по-другому представили свое участие в ней, поняли меру своей ответственности за нее. В качестве примера выполним следующее упражнение.
|
|
Вспомните и запишите три самых приятных события вашей жизни за последний год, три самых неприятных и три нейтральных. Затем каждое событие оцените с точки зрения того, насколько они были вызваны вами, а насколько— другими людьми или обстоятельствами. Сделайте то, что вы уже хорошо умеете, — определите, действовали ли вы в этих ситуациях как «внешне или внутренне направляемый» человек или как человек, который, ориентируясь на внутренние критерии, уделяет большое внимание тому, что происходит вокруг. А на следующем этапе представьте, что изменилось бы в этих ситуациях, если бы вы придерживались других типов ориентации. Не сдерживайте свою фантазий, дайте ей возможность поиграть. Как лично вам лучше добиться этого, вы тоже уже знаете. Используйте любой из предложенных ранее или выработанных самостоятельно за время наших занятий способов.
Теперь то же самое сделайте с тремя ближайшими и тремя отдаленными планами и целями. Вы имеете прекрасный шанс — выбрать тот вариант, который вам больше всего нравится, и осуществить его. Не упустите этот шанс.
Знаете, чем еще важен актуализационный тип ориентации на внешний/внутренний контроль? Он позволяет правильно относиться к тому, что называется «жизненный опыт». Нам кажется, что мы все знаем о значении жизненного опыта, об «учебе на ошибках» и т. д. С другой стороны, многие из нас часто думают и заранее готовят себя к той или иной ситуации. Сложность, однако, в том, что никогда ничего не повторяется, никогда ничего не бывает точно таким, как вы себе представляли, как о том говорят, к чему готовят книги, статьи.
Жизнь идет своим, только ей известным чередом, и ни одна ситуация не похожа на ту, которая была или которой она должна была быть по нашим представлениям.
Примеры, которые любят в этом случае приводить психологи, — чтение о первом поцелуе, его ожидание и настоящий первый поцелуй; читать о плавании и на самом деле учиться плавать.
|
|
Исследования показывают, что тот, кто «ориентирован вовне», часто настолько уверен в том, что сказано выше, что подходит к каждой ситуации как к новой. «Внутренне направляемые», напротив, склонны придавать чрезмерно большое значение имеющемуся опыту, также всевозможной предварительной подготовке к ситуации. Ограниченность этого очевидна — изменение ситуации ведет к тому, что такой человек не может к ней приспособиться, эффективно действовать. Он продолжает играть по старым правилам, не замечая, что игра давно уже изменилась.
Таким образом, ориентация на прошлый опыт или на чужие советы, «как правильно жить», даже если они не приводят к неблагополучным последствиям, тормозит развитие личности.
Совершенно по-другому обстоят дела у тех, кто понимает, что опыт, «полезные советы» и т. п., как говорится в одном из наших ключей, — лишь ткань, из которой в каждой ситуации можно шить новую одежду.
Пользуясь известным древним изречением, они понимают, что в каждый момент жизни входят в новую реку, но при этом признают полезность своих знаний о свойствах воды, о правилах поведения на воде, о том, как лучше плыть.
ТВОРЕЦ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя.
Э. Шостром
Ничто так не красит женщину, как убежденность в своей красоте.
Софи Лорен
«Будьте собой, но в лучшем виде»
Психотерапевт из Австралии Фалу Эйр определяет это так: станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть Атером»*. Так она назвала и свою книгу, из которой мне хотелось бы привести один небольшой фрагмент: «Не ситуация, а то, как вы на нее отвечаете, определяет качество вашей жизни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена окружением или удачей, мы остаемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы — знать, что если вы и не можете контролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее. А то, как мы реагируем на ситуацию, определяет, войдем ли мы в восходящую спираль позитивных мыслей и энергии или в нисходящую спираль негативных мыслей»** (помните про отношение и магнит?).
Давайте воспользуемся призывом Фалу Эйр и поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события».* А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а такой, каким бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.
Вы можете воспользоваться приемом, который рекомендует психолог Н. Н. Толстых, особенно если вы любите рисовать (не важно, умеете или нет) и передаете в рисунке не столько внешность, сколько чувства, отношения, а можете сделать это в воображении.
Оборудуйте место для занятий так, как мы делали это в упражнениях на расслабление, «театр». Включите тихую музыку, под которую вам приятно мечтать. Расслабьтесь и посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, А теперь мысленно начинайте рисовать свой портрет в полный рост.
Рисуете ли вы мысленно или на бумаге — это безразлично, важно, чтобы, рисуя, вы думали о том, что сейчас вы рисуете себя таким, каким хотели бы видеть. Рисуете не только свой внешний, но и, главное, внутренний облик. Вы создаете себя сами. Что из того, что в вас сейчас есть, вы обязательно нарисуете? Что не нарисуете ни за что на свете? Что вы вложите в себя такого, чего в вас сейчас нет? Я надеюсь, вьг уделите достаточно внимания своей внешности, своему телу, своему физическому здоровью? Какие умения, способности, идеи, какая внешность вам понадобятся? Для чего вам все это? Какие задачки из учебника жизни вы собираетесь решать? Подумайте об этом.
Порисуйте еще немного и закончите портрет. Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше). Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы в него вложили.
Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм.
Пусть этот сценарий начинается с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильм про победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно вам не знакомой «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим. Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.
Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, и любые катаклизмы, но это должен быть сценарий про победителя, повторю еще раз. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудности. Если вы выберете для сценария путь избегания трудности, то фильма про победителя не получится.
Сочиняя сценарий, имейте в виду следующее. Многие психологи в результате исследований, психотерапевтической, тренинговой работы приходят к выводу, что для изменения отношения к себе и даже самого себя большое значение имеет так называемое позитивное мышление, о чем мы много говорили в начале нашей работы. С этим связана, кстати, такая распространенная рекомендация, полезность которой можете доверить: каждое утро начинайте с того, что, смотрясь в зеркало, говорите: «Я люблю себя. Я достоин этой любви. Я одобряю себя. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться идти дальше».
Но вернемся к нашему фильму. Вы уделили достаточно внимания другим персонажам? Обстановке? Тому, что происходит вокруг? Надеюсь, ваш герой живет в нормальном, обычном, а не идеализированном мире.
Запишите этот сценарий и вспоминайте о нем почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя. Выдающийся русский актер и теоретик театрального искусства Михаил Чехов написал удивительные строки по этому поводу: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это — ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах своей личности... По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя»*.