Концепция научных парадигм Т. Куна

энтузиазм К. Поппера к проблемам развития знания подготовил почву для обращения аналитической философии науки к истории научных идей и концепций. Но, построения самого Поппера носили все еще умозрительный характер, и их источником оставалась логика и некие теории математического естествознания. Т. Кун готовил себя для работы с области аспирантуры, но вдруг с удивлением нашел, что представления о науке и её развитии в 40-х годах в Европе и США расползаются с настоящим историческим материалом.

Кун Томас Сэмюэл (1922-1996) - амер. Историк и философ, один из фаворитов историко-эволюционнистского направления в философии науки. Он разработал концепцию исторической динамики научного знания, стержнем которой стал образ науки, как специфичной деятельности научных сообществ. Томас Кун отрицал накопительную (куммулятивистскую) теориюразвития науки. Так же он выдвинул тезис о несоизмеримости научных традиций. Кун ввел понятие парадигмы (древнегреческий - эталон), как эталона поведения. Парадигма - это эталон интеллектуального поведения, принятый в данном научном обществе. Либо парадигма (по Куну) - это определенный эталон, задающий стиль мышления и исследования ученого. Она воспринимается в процессе обучения и выполняет две функции:

а) запретительная (все, что не согласуется с данной теорией - оставляется);

б) направляющая либо проективная - провоцирует исследования в определенном направлении.

В состав парадигмы он включает четыре элемента: 1) главные законы; 2) концептуальные модели либо общие представления о том, что изучит наука; 3) ценностные установки; 4) эталоны решения обычных заморочек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: