Образовательная сфера жизни

Начавшееся после Отечественной войны 1812 г. и декабристского движения 20-х гг. «брожение умов» власти пытались нейтрализовать созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министром просвещения графом С.Уваровым была сформулирована официальная идеология – «самодержавие, православие, народность» и «умножено число умственных плотин» для получения образования – людям из простонародья. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась трехступенчатая система образования под сильным полицейским и церковным контролем. В стране действовало 6 университетов, был создан Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное высшее училище в Москве, Главный педагогический и Технологический институты в Петербурге.

Значительное влияние на систему образования оказали либеральные реформы 60-х гг. Особенно сильный толчок был дан развитию начальной ступени. Наряду с действовавшими одногодичными церковноприходскими школами повсеместно открывались земские (трехгодичные) школы, преподавали в которых представители местной прогрессивной интеллигенции. Университетский устав 1863 г. предоставил университетам страны широкие права автономии, что сказалось на увеличении численности студентов, демократизации контингента учащихся и повышении уровня знаний выпускников. В Петербурге и Москве впервые были открыты Высшие женские курсы, готовившие учителей и врачей. С 1859 г. начали работать бесплатные воскресные школы. В целом уровень грамотности по стране, по данным Всероссийской переписи населения 1897 г., составил 21, 1%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: