Административно-правовые отношения разнообразны и могут быть классифицированы по нескольким критериям.
По исполнению функции административного права административно-правовые отношения делят на две группы:
1) регулятивные – возникающие на основе норм административного права и строго им соответствующие.
2) охранительные – возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, граждан на такое поведение.
По содержанию административно-правовые отношения классифицируют на
1) материальные – отношения, регулируемые материальными нормами административного права, например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей.
2) процессуальные – отношения в сфере управления по поводу разрешения конкретных дел.
В теории административного права выделяют основные и неосновные административно-правовые отношения.
1) основные – выражают сущность управления и могут быть определены формулой «команда - исполнение».
2) неосновные – типа «субъект – субъект».
Различают субординационные и координационные административно- правовые отношения.
Для субординационных отношений характерна авторитарность (властность). Координационные, как правило, не связаны между собой соподчинённостью.
По юридическому характеру взаимодействия участников отношения бывают:
1) вертикальные – возникающие между соподчинёнными сторонами (действуют по принципу неравенства сторон).
2) горизонтальные – отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равны.
В зависимости от целей возникновения административно-правовых отношений выделяют:
1) внутренние – отношения, связанные с формированием и деятельностью управленческих органов;
2) внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием субъектов управления на объекты с целью достижения определённого результата.
Итак, административно-правовые отношения – это отношения, складывающиеся в сфере управления и регулируемые нормами административного права.
Тема № 5. Административно правовой статус гражданина.
Вопросы по теме:
1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ.
2. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления.
3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.
4. Обращения граждан.
5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основы административно-правового статуса гражданина РФ.
Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (ФЗ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации).