Содержание административного надзора раскрывается через основные направления этой деятельности.
1) Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов.
2) Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность (пропаганда специальных знаний, координацию и методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов, учётно-аналитическую работу).
3) Предварительный контроль (проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции, допуск к работе (с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами), выдача разрешений и т. д.). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймление метрологических средств, ювелирных изделий.
4) Текущий контроль. Представляет собой наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах (представление справок, отчётов, документов, объяснений, проведение обследований, досмотров, экспертиз и т. п.).
|
|
Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.
5) Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.
В целях пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, запрещение отдельных видов работ и т. д.
Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.
6) Привлечение виновных к ответственности (в ст. 28.3 КоАП РФ дан перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях).
В главе 23 КоАП РФ перечислены субъекты административного надзора, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Отдельные субъекты административного надзора при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела (ГИБДД, таможенные, пограничные органы).