Действующее законодательство и административная практика предусматривают помимо чрезвычайного положения возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особого положения. Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ввести на отдельных территориях или в населённых пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.
На основании ФЗ «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающей такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и др.
В настоящее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов РФ режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера (ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ.
Такого рода актами устанавливаются отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер. К таким мерам относятся:
1) проведение эвакуации;
2) остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;
4) ограничение доступа людей в зону ЧС;
5) использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
6) привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;
7) усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.
Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели. С его помощью реально исполняются вводимые запреты и ограничения, контролируется порядок реализации принятых предписаний, создаётся организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Однако объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер представляется неправомерным ограничением прав и свобод.
В этой связи необходимо принятие специального закона о режиме ЧС природно-техногенного характера, который существенно отличается от ЧП.
Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской и некоторых других прав выступают как неизбежные последствия аварийно-спасательных, восстановительных предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий.
В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима ЧС, выступают глава исполнительной власти субъекта РФ, главные управления и управления по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов РФ, комиссии по ЧС субъектов РФ и органов местного самоуправления, региональные центры – территориальные органы МЧС России.