Цель художественно-эстетического образования

 

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая концепция выделяет развитие художественных потребностей и способностей учащихся, освоение детьми культурных форм общения с искусством. В отличие от традиционных данная концепция предполагает содержательную конкретизацию задач художественного образования на разных этапах детства в связи со спецификой возраста. Конкретизация задач на каждом возрастном этапе определяет специфику, содержания и средств художественно-эстетического образования для каждого из трех учебных концентров.

Системность художественно-эстетического образования на всех этапах задается общими для них основными принципами концепции.

 

Принципы концепции художественного образования

 

1. Личностно-смысловое общение учителя с учениками: такое неформальное, заинтересованное общение, осуществляемое как художественными, так и обыденными средствами, является необходимым условием художественного и общего развития и детей, и педагога.

2. Творческая доминанта: преобладающей деятельностью, в которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, является та или иная форма художественного творчества ребенка.

3. Ориентация на ведущую деятельность данного возраста: организация художественно-эстетического образования на каждом этапе учитывает возрастную социальную ситуацию развития, характерные для возраста мотивы, потребности и психологические новообразования.

4. Ориентация на художественную деятельность как основу общего эстетического развития: основой общего эстетического развития ребенка выступает освоение художественной деятельности — создание произведений искусства, их восприятие, оценка и интерпретация.

5. Единство художественного образования с общекультурным художественным процессом: во-первых, программы по предметам художественного цикла должны гибко «учитывать проблематику современной художественной жизни; во-вторых, детское художественное творчество (музеи детского изобразительного искусства, кино- и мультстудии, детские литературные альманахи, школьные фольклорные ансамбли и т.п.) должно быть осознано как факт современной художественной культуры.

6. Художественность: процесс художественно-эстетического образования должен строиться в соответствии с законами искусства (создание художественной атмосферы, драматургия и режиссура занятий, использование эмоционально-образных средств и т.п.).

7. Движение в художественном образовании от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике (например: изображение, конструирование, украшение — в изобразительном искусстве; танец, марш, песня — в музыке).

8. Многопозиционное освоение художественного текста как особого вида распределенной коллективной деятельности: учащиеся воспринимают, переживают и оценивают текст с позиций читателя, критика, историка искусства, чтеца-интерпретатора, режиссера, автора, осваивая специфику диалогических отношений в художественной культуре.

9. Комплексное использование искусства, обеспечивающее освоение специфики художественных выразительных средств, языка искусства, его жанровых и стилистических особенностей.

 

 

КОНЦЕНТРАТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Дошкольный возраст

 

От рождения ребенка и до школы его художественная активность не выделяется в особые формы деятельности, и художественно-эстетическое развитие на каждом этапе детства протекает внутри ведущей деятельности этого этапа. В старшем дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Если дошкольное детство протекает нормально, то у ребенка складывается полноценный для этого этапа развития игровой способ освоения искусства. Игровая форма — единственный доступный дошкольнику способ удержания и воспроизведения переживаний, вызванных искусством. Например, слушая сказку, ребенок принимает на себя роль полюбившегося персонажа и совершает в этой роли воображаемые действия, соответствующие сюжету сказки. В сопереживании и содействии персонажам развивается воображение ребенка, его эмоционально-непосредственное, игровое, наивно-эстетическое отношение к искусству. Такое отношение в данном возрасте обеспечивает полноценное переживание искусства дошкольником и является необходимой основой для дальнейшего художественного развития.

У значительной части детей при существующей системе образования такое восприятие сохраняется в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте — вплоть до взрослости.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: