Результатом является формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история.
Структура политического процесса:
1. Субъект (носитель власти):
a. официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);
b. неофициальный.
2. Объект. (то что должно быть достигнуто как цель процесса);
3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.
3 уровня политического процесса:
1. Микрополитика (группы, индивиды, их действия, которые направлены на поддержку структур)
2. Подсистемный (частные виды политики: жилищная политика, коммунальное хозяйство, в области здравоохранения, образования)
3. Макрополитка (политика высших должностных лиц). Парламент, Правительство.
Среда может как сдерживать политические процессы, так и ускорять их.
|
|
· Среда – географическое положение, наличие полезных ископаемых;
· Демография – возраст, национальный состав населения, уровень квалификации населения;
· Экономика – уровень благосостояния, безработица, какие формы собственности;
· Социальные факторы;
· Духовные факторы.
Уровни политического процесса:
Ø Центральные;
Ø региональный;
Ø местные.
Функционирование органов:
Ø законодательные
Ø административные и т. д.
По значимости для общества:
Ø базовые (граждане включаются в отношения с государством и их интересы превращаются в политические решения)
Ø пререферийные (касаются отдельных партий, местного самоуправления, то, что не оказывает влияния большого на систему)
Фазы политического процесса:
1. Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политике связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.
2. Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.
3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в государственной политике.
4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.
|
|
5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРО
ОН).
Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:
· средняя продолжительность жизни при рождении;
· уровень образования;
· ВВП на душу населения/уровень материального достатка (покупательная способность).
Классикация субъектов политического процесса
Субъект политики – конкретный носитель политической деятельности, способный участвовать в политическом процессе.
Субъекты политики | Субъекты власти |
Те силы, личности, которые направлены на завоевание, защиту, использование власти. Они могут и не дойти до власти. | Те группы, элиты, индивиды, которые реализуют властные полномочия. |
Классификация субъектов:
ü Личность – потенциальный субъект. Чтобы стать реальным, надо участвовать. По веберу политики
§ по случаю (когда сходим на выборы)
§ по совместительству
§ по профеесии
ü Социальные общности – народ, группы, классы, страты, нации, элиты. Представляют совокупный субъект политики. Когда группа осознает свои интересы, то она становится политической группой.
ü Политический институты (1. учебное заведение 2) совокупность норм, которые регулируют определенную сферу отношений) – учреждения, системы учреждения (государство, партии, группы интересов, группы давления). Институт парламентаризма, институт исполнительной власти, главы государства, политических партий, избирательного права. Когда возникают институты, это означает, что системв развита и закрепила и формализовала правила.
§ формальные
§ неформальные
Марксистская классификация:
ü Народные массы – главный субъект
ü Первичные институт – классы
ü Вторичные институты – партии
Бихевиористские классификация:
o Первичный субъект – личность