Политический процесс – это взаимодействие и деятельность всех субъектов полит отношений 2) это способ функционирования политически организованного общества

Результатом является формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история.

 


Структура политического процесса:

1. Субъект (носитель власти):

a. официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);

b. неофициальный.

2. Объект. (то что должно быть достигнуто как цель процесса);

3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.

 

3 уровня политического процесса:

1. Микрополитика (группы, индивиды, их действия, которые направлены на поддержку структур)

2. Подсистемный (частные виды политики: жилищная политика, коммунальное хозяйство, в области здравоохранения, образования)

3. Макрополитка (политика высших должностных лиц). Парламент, Правительство.

 

Среда может как сдерживать политические процессы, так и ускорять их.

· Среда – географическое положение, наличие полезных ископаемых;

· Демография – возраст, национальный состав населения, уровень квалификации населения;

· Экономика – уровень благосостояния, безработица, какие формы собственности;

· Социальные факторы;

· Духовные факторы.

 

Уровни политического процесса:

Ø Центральные;

Ø региональный;

Ø местные.

Функционирование органов:

Ø законодательные

Ø административные и т. д.

 

По значимости для общества:

Ø базовые (граждане включаются в отношения с государством и их интересы превращаются в политические решения)

Ø пререферийные (касаются отдельных партий, местного самоуправления, то, что не оказывает влияния большого на систему)

 

Фазы политического процесса:

1. Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политике связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.

2. Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.

3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в государственной политике.

4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.

5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРО
ОН).

 

Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:

· средняя продолжительность жизни при рождении;

· уровень образования;

· ВВП на душу населения/уровень материального достатка (покупательная способность).

 

Классикация субъектов политического процесса

 

Субъект политики – конкретный носитель политической деятельности, способный участвовать в политическом процессе.

 

Субъекты политики Субъекты власти
Те силы, личности, которые направлены на завоевание, защиту, использование власти. Они могут и не дойти до власти. Те группы, элиты, индивиды, которые реализуют властные полномочия.

 

Классификация субъектов:

ü Личность – потенциальный субъект. Чтобы стать реальным, надо участвовать. По веберу политики

§ по случаю (когда сходим на выборы)

§ по совместительству

§ по профеесии

ü Социальные общности – народ, группы, классы, страты, нации, элиты. Представляют совокупный субъект политики. Когда группа осознает свои интересы, то она становится политической группой.

ü Политический институты (1. учебное заведение 2) совокупность норм, которые регулируют определенную сферу отношений) – учреждения, системы учреждения (государство, партии, группы интересов, группы давления). Институт парламентаризма, институт исполнительной власти, главы государства, политических партий, избирательного права. Когда возникают институты, это означает, что системв развита и закрепила и формализовала правила.

§ формальные

§ неформальные

 

Марксистская классификация:

ü Народные массы – главный субъект

ü Первичные институт – классы

ü Вторичные институты – партии

 

Бихевиористские классификация:

o Первичный субъект – личность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: