Вопросы для самопроверки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Постмодернизм. Энциклопедия / Интерпрессервис. – Режим доступа: http://postmodernism.academic.ru/

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. http://lib.ru – Электронная библиотека Максима Мошкова.

2. http://magazines.russ.ru – «Журнальный зал» (сайты журналов «Иностранная литература», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Звезда», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Урал» и др.):

3. http://noblit.ru/ - Лауреаты Нобелевской премии по литературе

4. http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

5. http://www.chitaem-vmeste.ru – Читаем вместе (журнал)

6. http://www.philol.msu.ru – Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ.

7. http://www.philology.ru – Российский филологический портал.

8. http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ – Электронная библиотека РГБ

9. http://www.vekperevoda.com – «Век перевода» с айт поэтических переводов.

 

Пособие по всему курсу

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. — М., Издательский центр «Академия», 2009. — 512 с.

 

Античная литература

Учебные пособия·

Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988.

Тексты

Гомер. Илиада. Одиссея. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Эсхил. Прометей Прикованный.

Софокл. Эдип-царь

Еврипид. Медея.

Аристофан. Мир. Облака. Лягушки.. – 1 по выбору.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел.

Вергилий. Энеида. Буколики.. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Гораций. Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве).

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебные пособия

Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974.

Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975.

Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976.

История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996.

Тексты

Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии).

Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде.

Данте А. Божественная комедия. («Ад»).

Боккаччо Дж. Декамерон. (Несколько новелл из разных дней).

Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии).

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В. Ромео и Джульетта. Гамлет.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

Учебные пособия

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988.

Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988.

Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.

История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001.

Тексты

Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору.

Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору.

Лопе де Вега Собака на сене.

Вольтер Ф. Кандид.

Дидро Д. Монахиня.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В. Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору.

Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору.

Шеридан Р. Школа злословия.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору.

Гете И.В. Фауст.

Бернс Р. Стихи.

ЛИТЕРАТУРА XIX В.

Учебные пособия:

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XIX в.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, 2001.

История зарубежной литературы XIX в. / под ред. Н. А. Соловьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1999. –558 с.

Тексты:

Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес.

Вордсворт У., Колридж С., Саути Р. Стихи.

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Гяур (Корсар). Лирика.

Скотт В. Айвенго. Роб Рой (на выбор).

Беранже Ж. П. Песни.

Санд Ж. Орас. Консуэло (на выбор).

Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Человек, который смеется (на выбор).

Ирвинг В. Рип Ван Винкль.

Купер Ф. Пионеры. Прерия. Последний из могикан. Следопыт. Зверобой (на выбор).

По Э. Убийство на улице Морг. Черный кот. Лигейя. Черт на колокольне. Золотой жук и др. (на выбор).

Стендаль Ф. Красное и черное.

Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде.

Мериме П. Кармен.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Диккенс Ч. Домби и сын. Холодный дом. Приключения Оливера Твиста и др. (на выбор).

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Бронте Э. Грозовой перевал.

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Учебные пособия:

Зарубежная литература ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 559 с.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XX века / под. ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. школа, 2000. – 559 с.

Тексты:

1871 – 1918

Золя Э. Жерминаль. Карьера Ругонов. Западня (на выбор).

Мопассан Г. Жизнь. Милый друг (на выбор). Новеллы.

Роллан Р. Жан-Кристоф.

Верлен П., Рембо А. Стихи.

1-2 пьесы на выбор

Ибсен Г. Кукольный дом.

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Метерлинк М. Слепые. Там, внутри. Синяя птица.

Стриндберг А. Фрекен Жюли. Пляска смерти. Соната призраков.

 

Уэллс Г. Машина времени. Человек-невидимка (на выбор).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. (Собственник).

Стивенсон Р. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда.

Манн Т. Будденброкки.

Манн Г. Верноподданный.

Твен М. Приключения Гекльберри Финна.

Лондон Дж. Мартин Иден.

О Генри. Новеллы.

1918 – 1945

1 текст на выбор:

Хемингуэй Э. Прощай, оружие!

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

Олдингтон Р. Смерть героя.

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.

 

1 текст на выбор:

Кафка Ф. Превращение.

Миллер Г. Тропик Рака.

Сартр Ж. Мухи. Тошнота.

Пруст М. По направлению к Свану.

Лоуренс Д. Любовник леди Чаттерли.

Джойс Дж. Улисс.

Вулф В. На маяк. Миссис Дэллоуэй.

 

1 текст на выбор:

Хаксли О. О, дивный новый мир!

Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор (Ферма животных).

 

1 текст на выбор:

Уоррен Р. П. Вся королевская рать.

Драйзер Т. Американская трагедия. Сестра Керри.

Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби.

Фолкнер У. Шум и ярость.

1945 – 2015

1 текст на выбор:

Вежинов П. Барьер. Белый ящер.

Посмыш З. Пассажирка.

Грасс Г. Кошки-мышки. Жестяной барабан. Мое столетие.

Ленц З. Урок немецкого.

Зюскинд П. Парфюмер.

Ланге-Мюллер К. Рассказы.

Белль Г. Где ты был, Адам? Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого.

 

1 текст на выбор:

Саган Ф. Здравствуй, грусть. Любите ли Вы Брамса?

Перек Ж. Вещи.

Депант В. Teen spirit.

Равалек В. Ностальгия по черной магии.

Нотомб А. Антихриста. Любовный саботаж.

Гавальда А. Просто вместе. Я ее любил/Я его любила. И др.

Виан Б. Пена дней. Осень в Пекине.

Туссен Ж.-Ф. Фотоаппарат.

 

1 текст на выбор:

Хьюз Р. Лисица на чердаке.

Во И. Незабвенная..

Берджесс Э. Заводной апельсин. Влюбленный Шекспир Железо, ржавое железо.

Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта. Волхв.

Таусенд С. Ковентри возрождается. Мы с королевой

Байетт С. Джин в бутылке стекла «соловьиный глаз». Обладать.

Дарелл Л. Горькие лимоны.

Свифт Г. Свет дня. и др.

 

1 текст на выбор:

Голдинг У. Повелитель мух. Шпиль.

Мердок А. Черный принц. Единорог. Отсеченная голова и др.

Грин Г. Тихий американец. Ведомство страха. Монсиньор Кихот и др.

 

1 текст на выбор:

Селинджер Дж. Над пропастью во ржи.

Стайрон У. Выбор Софи.

Стейнбек Дж. Зима тревоги нашей.

Сигал Э. История любви.

Кизи К. Над кукушкиным гнездом.

Гарднер Дж. Осенний свет.

Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание».

Проуз Ф. Голубой ангел.

Теру П. Колун Тонг.

Рот Ф. Людское клеймо.

 

1 текст на выбор:

Маркес Г. Г. Сто лет одиночества.

Амаду Ж. Дона Флор и два ее мужа. Пастыри ночи.

Борхес Х. Л. Рассказы.

Поссе А. Страсти по Эвите.

Варгас Льоса М. Город и псы. Тетушка Хулия и писака.

 

1 текст на выбор:

Гари Р. Воздушные змеи. Белая собака.

Ажар Э. Голубчик. Страхи царя Соломона.

 

1 текст на выбор:

Эко У. Имя розы.

Павич М. Хазарский словарь.

Петровец Г. Атлас, написанный небом.

Акройд (Экройд) П. Завещание Оскара Уайльда. Процесс Элизабет Кри.

Барнс Дж. История мира в 10 ½ главах. Как все было.

 

2 текста на выбор:

Сы-дзе Дай Комплекс Ди. Бальзак и портниха-китаяночка.

Гранже Ж-К Пурпурные реки. Империя волков.

Фишер Т. Коллекционная вещь. И др.

Бредбери М. Профессор Криминале.

Вивег М. Лучшие годы – псу под хвост.

Каннингем М. Дом на краю света. Часы.

Кристоф А. Толстая тетрадь.

Уэльбек М. Элементарные частицы.

Адер Г. Закрытая книга.

Бегбедер Ф. 99 франков.

Коупленд Дж. Поколение Х.

Паланик Ч. Бойцовский клуб. Колыбельная.

Уэлш (Вэлш) И. Вечеринка что надо. Судьба всегда в бегах. Транспойтинг.

Масловска Д. Русско-польская война под бело-красным флагом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

№ п/п Примерные формулировки вопросов
  Зачет 3 семестр
1. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм.
2. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору).
3. Место театра в жизни Афин.
4. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии.
5. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть».
6. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть».
7. Художественное своеобразие комедии Аристофана.
8. Римская «комедия плаща». По выбору: «Комедия о горшке» Плавта, художественное мастерство Теренция
9. Римская лирика эпохи Августа. (Творчество Вергилия. Место Горация в древнеримской литературе. Тема искусства в творчестве Горация.).
10. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору).
11. Рыцарская литература и городская литература Средневековья.
12. Гуманизм литературы эпохи Возрождения.
13. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений).
14. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира.
15. Классицизм и барокко: эстетика и практика.
16. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина).
  Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры.
18. Национальные варианты Просвещения.
19. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору).
20. Своеобразие жанра философской повести.
21. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору).
22. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст». Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст».
23. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро.
24. Отражение эпохи в комедиях Ж.-Б. Мольера и П. Бомарше, сравните их героев.
25. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга.
26. Малые жанры в поэзии классического Востока (по выбору)
27. Романтизм в литературе XIX века. Эстетическая программа, ведущие жанры.
28. Своеобразие национальных школ романтизма (английский, немецкий, французский, североамериканский) (на примере 1-2 произведений каждый).
29. Реализм в литературе XIX в: традиция и новаторство. Принципы типизации героя в реалистическом романе (на примере 1-2 произведений).
30. Эстетические программы литературных направлений рубежа XIX-XX вв. (натурализм, символизм, неоромантизм, футуризм, импрессионизм и др.).
31. Судьба жанра романа на рубеже XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
32. «Театральная революция» рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений)
33. Личность и общество в романе рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
34. Первая мировая война в мировой литературе (на примере 1-2 произведений).
35. Философско-эстетические тенденции в модернистской литературе первой половины XX в. (на примере 1-2 произведений).
36. Роман – антиутопия в литературе XX века (на примере 1-2 произведений).
37. Вторая мировая война в литературе, проблема исторической памяти, нравственные поиски (на примере 1-2 произведений).
38. Английский философский роман (на примере 1-2 произведений).
39. Человек и «общество потребления» в мировой литературе 50-90-х гг. (на примере 1-2 произведений).
40. Молодой человек и конфликт поколений в литературе второй половины XX века (на примере 1-2 произведений).
41. Своеобразие литературы Латинской Америки (на примере 1-2 произведений).
42. Постмодернизм в современной литературе (причины появления, эстетика и практика) (на примере 1-2 произведений).
43. Конец века…конец тысячелетия. Портрет века и нашего современника в литературе последнего десятилетия (на примере 1-2 произведений).
44. Художественный анализ произведения современной французской литературы, современной литературы Великобритании, современной литературы США (на примере 1-2 произведений).
45. Художественный анализ произведения зарубежной литературы последнего десятилетия.

 

 

№ п/п Темы примерных практико-ориентированных заданий
1. Анализ отрывка прозаического текста по предложенным вопросам (по вариантам).
2. Анализ отрывка поэтического текста по предложенным вопросам (по вариантам).
3. Обзор номера журнала «Иностранная литература» за 2014-15 гг.
4. Анализ произведения зарубежного автора последнего двадцатилетия по выбору студента.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
(для аудиторных занятий)

 

Семинар № 1. Тема «Человек и Рок в античной трагедии»
Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Место театра в жизни Афин.

2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров.
- Борется ли Эдип с Роком? К чему приводит попытка противостоять судьбе?
- Есть ли личная вина Эдипа в происходящих с ним несчастьях?
- Какой моральный урок хотел преподать Эсхил своим согражданам?

3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене).
- Почему Еврипида называют «философом со сцены»?
- Как автор мотивирует поведение Медеи?
- Почему Еврипид изменяет канву мифа?
- Наказана ли Медея за свои поступки? Если да, то в чем состоит это наказание?

Рекомендуемая литература:

Софокл. Царь Эдип (любое издание).

Еврипид. Медея (любое издание).

По выбору:

Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364.

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981.

Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Никола, М.И. Софокл // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269 (есть на сайте www.philology.ru)

Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313)

Ярхо, В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии. / В.Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-99.htm

Ярхо, В. Н. Софокл и его трагедии. / В. Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-88.htm

Ярхо, В. Н. Художественное мышление Эсхила: традиция и новаторство/ В.Н. Ярхо. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/yarkho-77.htm

 

Семинар № 2. Тема «Эволюция жанра трагедии в творчестве
В. Шекспира»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Черты Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта» (конфликт, идеи, проблемы, образы и их художественное воплощение).

2. Почему эту трагедию относят к первому «оптимистическому» периоду творчества В. Шекспира?

3. Место и время действия в трагедии «Гамлет». Что нового в конфликте по сравнению с произведениями первого периода?

4. Что отличает Гамлета от его прототипа (принца Амлета) и Лаэрта?

5. Сущность характера Гамлета. Слаб он или силен? Медлителен или нет?

6. Решается ли в трагедии гамлетовский вопрос: «Быть или не быть»?

7. Общечеловеческие проблемы, поставленные в трагедии.

Рекомендуемая литература:

По выбору:

Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: литературный комментарий / А. А. Аникст. – М., 1986.

Блум, Х. Шекспир как центр канона/ Х. Блум. – Режим доступа http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Bloom.htm

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981. – С. 75-130.

Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / Лосев А. Ф.. – М., 1978.

Парфенов, А.Т. Театральность «Гамлета»/ А. Т. Парфенов. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/parfyonov-81a.htm

Пинский, Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии / Л. Е Пинский. – М., 1971.

Пинский, Л. Магистральный сюжет / Л. Е Пинский. – М.: Сов. Писатель, 1989. – С. 49–125.

Урнов, Д.И. Гений века/ Д.И. Урнов. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/urnov-98.htm

 

Семинар № 3. Тема «Философская повесть Вольтера «Кандид»)

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Жанр философской повести. Его место в литературе XVIII в.

2. Эстетические и философские взгляды Вольтера.

3. Отражение просветительского мировоззрения Вольтера в повести «Кандид»:
- отношение к теории Лейбница о равновесии Добра и Зла в мире;
- страна Эльдорадо как утопия, политические взгляды Вольтера.

4. Как Вы понимаете слова Кандида: «Каждый должен возделывать свой сад»?

5. Какие художественные средства использовал автор для достижения поставленных задач?

Рекомендуемая литература:

Вольтер. Кандид (Философские повести).

По выбору:

Акимов, А. А. Вольтер. – М., 1970.

Ермоленко, Г.Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера/ Г. Н. Ермоленко. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm

Зенкин, С.И. Работы по французской литературе. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – 317 с.

Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.

Шайтанов, И.О. Мыслящая Муза. – М., 1989.

 

 

Семинар № 4. Тема «Новелла П. Мериме «Кармен». Проблема жанра»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Творчество П. Мериме в 30-40 гг. в свете проблемы жанра.

2. Анализ новеллы:
- соединение в новелле «Кармен» черт новеллы и романа;
- два композиционных центра в новелле и их функции;
- образ Хосе (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- образ Кармен (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- функция образа рассказчика;
- сущность конфликта в новелле;
- на чьей стороне рассказчик и автор? Почему?

3. Сравните образ Кармен в новелле и одноименной опере Ж. Бизе. Как, по Вашему мнению, можно объяснить различие трактовок? Почему «оперная» Кармен популярнее?

4. «Кармен» как образец реалистической новеллы.

Рекомендуемая литература:

Виппер, Ю. Проспер Мериме – новеллист и романист // Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/vipper-90i.htm

История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2. – С. 407-440.

Луков, В. А. Проспер Мериме / В. А. Луков. – М., 1983.

Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. – М., 1977.

 

Семинар №5. Тема «Традиция и новаторство романа Г. Флобера»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие французской литературы середины XIX в.

2. Философские и политические взгляды Г. Флобера.

3. Эстетическая программа писателя.

4. «Госпожа Бовари» как новый тип реалистического социально-психологического романа:
а) своеобразие композиции романа;
б) смысл подзаголовка романа «Провинциальные нравы»;
в) образ Шарля Бовари;
г) образ аптекаря Оме.

5. Образ Эммы Бовари:
а) три портрета героини;
б) в чем, по Вашему мнению, сущность и причины ее трагедии?
в) своеобразие психологизма в романах Г. Флобера.

6. Художественное новаторство писателя (язык, «непрямая прямая речь», «объективная манера повествования», сцена на сельскохозяйственной выставке).

7. Роман «Госпожа Бовари» в восприятии современников автора и потомков.

Рекомендуемая литература:

Флобер Г. Госпожа Бовари.

По выбору:

Мопассан, Ги де. Статьи о писателях / Ги де Мопассан. – М., 1957.

Моруа, А. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / А. Моруа // Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1993.

Набоков, В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / В. Набоков// - любое издание.

Пузиков, А. И. Рыцари истины. Портреты французских писателей / А,И. Пузиков. – М., 1986.

Реизов, Б. Г. Творчество Флобера / Б. Реизов. – М., 1975.

Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер / Н.Ф. Ржевская. – Режим доступа http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-2542.htm

Сучков, Б. Л. Исторические судьбы реализма / Б. Л. Сучков. – М., 1973.

 

 

Семинар № 6. Тема «Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Место О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX-XX вв.

2. Своеобразие творческого метода писателя:
- соотношение искусства и жизни в теории писателя;
- понятие искусства и красоты, вопрос о назначении искусства;
- соотношение Красоты и Морали.

3. Реализация эстетических принципов в романе:
- основная проблематика романа;
- тема искусства в романе, образы Бэзила Хеллуорда и Сибилы Вэйн;
- образ лорда Генри, его роль в трагедии Дориана (развратитель, невольный развратитель или иная);
- сущность трагедии Дориана;
- авторская позиция в романе;
- роль парадокса в романе.

4. Ваше понимание финала романа.

Рекомендуемая литература:

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. (любое издание).

Уайльд, О. Упадок лжи. (Можно по хрестоматии).

По выбору:

Вайнштейн, О. Поэтика дендизма: литература и мода/ О. Вайнштейн. – Режим доступа http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vainshtein.htm

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда/ А.Г. Образцова. – Спб, 2001. – 357 с.

Парандовский, Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни// Я. Парандовский. – М., 1990.

Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев; Одесса, 1990.

Урнов, М. На рубеже веков / М. Урнов. – М., 1970.

 

Семинар № 7. Тема «Образ молодого современника в зарубежной литературе
второй половины XX нач. XX1 в.
(учебная конференция)»

 

ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с 1-2 произведениями на данную тему (можно из списка или по собственному выбору). Проследить, как в них решаются указанные проблемы:

1. Проблема «отцов и детей».

2. Как происходит вхождение героя в мир взрослых?

3. Сущность бунта героя. Чего именно он не принимает в обществе?

4. Проходит ли герой путь от всеобъемлющего нигилизма к обретению нравственных опор? Если «да», то в чем именно он обретает эти опоры?

5. При помощи каких художественных средств доносит писатель свой замысел до читателя? (Особенности композиции, языка, система образов и т.п.).

Подготовьте сообщение для товарищей по группе о прочитанных произведениях (не более 5-7 минут) или приготовьте вопросы, которые Вам бы хотелось обсудить с ними и преподавателем после знакомства с этими произведениями. Главное условие плодотворной работы группы – готовность каждого студента и разнообразие текстов.

 

Семинар № 8. Тема «Литературные премии и литературный процесс»
(учебная конференция)

 

ЗАДАНИЕ: Быть готовым выступить перед группой с сообщением на одну из тем и участвовать в дискуссии.

Институт литературных премий и его влияние на развитие литературы XX-XXI вв. Основные литературные премии (Нобелевская, Гонкуровская, Пулитцеровская и др). Литературные и внелитературные критерии отбора лауреатов. История премий. Творческие судьбы лауреатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: