Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Поисевская средняя общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Зарипова Гульназ Амирхановна 10 разряд
Предмет Литература класс 5
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №___от _______2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка (Литература ФГОС, 5 класс)
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. Я. Коровиной «Литература: 5 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2012 г.
|
|
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Тематическое планирование по русской литературе в 5 классе рассчитано на 68 часов с учетом того, что 2 часа в году выпадает на праздничный день:23 февраля и 8 марта. Поэтому в рабочую программу внесена корректировка: темы по повторению объединяются за счет сжатия материала.
В рабочей программе могут быть незначительные изменения. В случае карантина из-за эпидемии инфекционных заболеваний, актированных дней из-за морозов, а также болезни учителя, возможно изучение материала, объединив темы так, что за один учебный час изучаются две темы за счет уплотнения материала. В этом случае, в учебно-тематическом планировании учителем отмечаются такие уроки, и дата указывается в графе «фактический».
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
|
|
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
* формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
* развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
* постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
* поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
* овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
* овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
* использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В программе представлены следующие разделы:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII в.
- Русская литература первой половины XIX в.
- Русская литература второй половины XIX в.
- Русская литература первой половины XX в.
- Русская литература второй половины XX в.
- Зарубежная литература.
10.Сведения по теории и истории литературы.
11.Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предметариентиры содержредмет
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литратурной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического моровоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
|
|
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Результаты изучения учебного предмета
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература» являются:
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
· умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
· умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
· умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
· понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
|
|
· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
· понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
* понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.