О В. И. Ленине, его соратниках, Коммунистической партии Советского Союза, о революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа. В отряде пяти-, шестиклассников происходит более активное творческое знакомство с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, борцов-революционеров — его соратников и последователей.
Пионеры среднего возраста не довольствуются знаниями, почерпнутыми из книг, фильмов. Они хотят искать, собирать интересные документы, факты из жизни замечательных революционеров-коммунистов и для этого отправляются в походы и экскурсии по ленинским местам, по местам жизни и деятельности ближайших соратников В. И. Ленина — виднейших деятелей нашей партии и государства. Они собирают сведения о первых коммунистах родного края, героях-подпольщиках, бойцах революции и гражданской войны, организаторах Советской власти и колхозов, Героях труда и Великой Отечественной войны, передовиках производства сегодняшнего дня, о том, как под руководством Коммунистической партии претворяются в жизнь ленинские заветы. Проводят пионерские сборы отряда или дружины по материалам, собранным ими самими, организуют работу отрядов красных следопытов с показом результатов их поиска, походы по родному краю, встречи с интересными людьми, заочные путешествия: «Имя В. И. Ленина на карте Родины», «Имя В. И. Ленина на карте мира», Ленинские чтения.
|
|
О нашей Советской Родине. Наша Родина — СССР — Союз Советских Социалистических Республик — первая страна в мире, начавшая строить новое общество — социализм. Успехи СССР в строительстве социализма. Первые пятилетки. Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны в связи с нападением фашистской Германии. Великая победа народов СССР в войне с фашизмом.
СССР строит коммунизм. XXIII съезд КПСС и новый пятилетний план. Крупнейшие новостройки нашей страны. Дружба, переписка с рабочими, передовиками производства этих строек. Проведение пионерских сборов, оформление выставок, стендов, посвященных успехам нашей страны в развитии народного хозяйства.
Организация и проведение в яркой эмоциональной форме политических информации, «устных журналов», «живых газет»: «У карты Родины», «Стройки пятилетки», викторин «Знаешь ли ты свою Родину?».
Наш родной край — частица Родины. Знакомство с историей, экономикой, природой родной области, края, республики. С боевыми, революционными, трудовыми традициями трудящихся родного края, с общественными организациями и государственными учреждениями, с их повседневной деятельностью, с задачами, которые они решают сегодня. Знакомство с историческими, революционными, трудовыми и боевыми памятниками родного края.
|
|
Регулярные встречи с учеными, специалистами, передовиками промышленности и сельского хозяйства родного края, руководителями общественных организаций и учреждений. Походы по родным местам в пределах своей области, края, республики.
Помощь октябрятам в знакомстве с их родным краем.
За мир и дружбу на Земле. Дальнейшее развитие связей с пионерами союзных и автономных республик страны. Переписка с друзьями. Взаимный обмен новостями о пионерских делах, пионерскими песнями, танцами. Конкурсы на лучший рисунок, сувенир дружбы и т. д. Организация встреч, лагерей дружбы на границах автономных и союзных республик СССР, участие в эстафетах мира и дружбы, поездки в гости друг к другу. Организация и проведение в дружине Недели дружбы народов накануне Дня Советской Конституции или 1 Мая.
Более глубокое знакомство с жизнью пионеров зарубежных стран. Законы и обычаи их жизни. Их участие в борьбе за дело коммунистических и рабочих партий, союзов трудящейся молодежи этих стран. Организация клуба интернациональной дружбы, клуба разноцветных галстуков. Переписка с пионерами других стран. Проведение сборов, посвященных дружбе нашего народа с народами стран социализма, организация выставок, стендов. Встречи с советскими людьми, побывавшими в социалистических странах, с гостями из этих стран. Организация «Пионерского агентства новостей». Конкурсы на лучший рисунок, фотографию, стихотворение на тему дружбы народов.
Наш вожатый — комсомол. Знакомство с историей Коммунистического Союза Молодежи — пять орденов комсомола. Комсомольцы — боевой отряд молодежи, верный помощник партии,—они везде, где особенно трудно, там, где нужны молодые, смелые руки. Комсомольские стройки страны. Встречи с комсомольцами — ветеранами двадцатых, тридцатых годов.
Комсомольцы завода, колхоза и т. д. Встречи с ними, личное знакомство с их делами. Наш вожатый — член комсомола. Его дела на производстве. Комсомольцы школы. Их дела, их успехи. Выполнение пионерами заданий комсомола.
Пионеры против религии. Понимание антинаучной сущности религии. Знакомство с литературными, драматическими антирелигиозными произведениями. Просмотр антирелигиозных фильмов. Организация для младших школьников, родителей, населения антирелигиозных вечеров с беседами атеистов, показом фильмов и диафильмов, опытов, разоблачающих церковные «чудеса». Оформление в школе «Уголка атеиста».
Пионеры — друзья Вооруженных Сил СССР. Дружба с воинами. Работа в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Изучение военного дела: топографии, ориентирования, маскировки, наблюдения, связи. Расширение военно-спортивных умений — преодоление полосы препятствий, ползание по-пластунски, метание облегченной гранаты, переправа через реку на плоту и другими способами и т. д. Военные игры на местности —«Разведка», «Отряд на марше», «Бой в обороне», «Штурм высоты» и др.
Походы по местам боевой славы. Сбор материалов о героях. Создание уголков, музеев боевой славы.
Моделирование основных видов современного оружия — самолетов, вертолетов, танков, ракет, боевых кораблей; выставки макетов, моделей, участие в районных, городских соревнованиях на лучшую действующую модель.
Праздники в отряде — 23 февраля, 9 мая.
Занятия с октябрятами по овладению военно-спортивными умениями.
Труд пионеров. Главный вид трудовой деятельности пионеров среднего возраста — работа в зоне пионерского действия: озеленение и благоустройство зоны, забота о малышах, помощь всем, кто нуждается в ребячьих руках, — почта, аптека, магазин, мастерская, завод, фабрика, колхоз и т. д. Выращивание урожая на учебно-опытном участке. Охрана зеленых насаждений, урожая. Помощь местной пожарной команде по проведению профилактических противопожарных мероприятий. Организация во дворе «Бюро добрых услуг», воскресных детских садов на общественных началах, бригад юных книгонош.
|
|
Помощь школе — организация бригад по ремонту наглядных пособий и инвентаря.
Знакомство с трудом взрослых, с основными профессиями, характерными для данной местности. Посильная помощь в делах взрослых. Воскресники и субботники «Пионеры — Родине».
Формирование добросовестного отношения к труду. Забота об охране социалистической собственности, непримиримое отношение к лодырям, очковтирательству. Организация общественно полезного труда в группах октябрят.
Пионеры хотят много знать. Расширение кругозора ребят: знания не только из учебников — работа с книгой (обсуждение прочитанного, читательские конференции, литературные вечера-встречи с героями книг), коллективное прослушивание научно-популярных радио- и телевизионных передач.
Создание клубов любознательных, друзей науки и техники, изобретателей. Проведение вечеров занимательной науки, викторин, турниров, конкурсов смекалки, географических, математических, физических олимпиад, смотров работ юных техников и натуралистов. Выпуск устного журнала «Хочу все знать». Оформление стендов «Новости науки и техники», «Знаешь ли ты?».
Помощь учителю в организации урока. Борьба с подсказками, списыванием, нечестным отношением к выполнению домашних заданий, с лодырями и нарушителями порядка на уроке. Организация взаимопомощи в звене и отряде. Помощь школе в осуществлении закона о всеобщем обязательном обучении. Рейды и посты всеобуча. Подготовка малышей к школе. Работа с октябрятами по развитию их любознательности, ответственного отношения к учению.
Учить пионеров видеть и понимать прекрасное. Знакомство с выдающимися русскими и советскими деятелями культуры и искусства, с их произведениями (вечера, сборы, беседы, викторины, лекции, посещение выставок, театров, кино, создание в школе выставок репродукций картин, стендов и т. д.).
|
|
Красивое вокруг нас. Наблюдения в природе, в жизни. Критический подход, разбор, что по-настоящему красиво, хорошо в одежде, поведении товарищей. Что безвкусно, плохо.
Участие в работе творческих коллективов: хор, драмколлектив, пионерский театр, танцевальный коллектив, изостудия, оркестр, конкурсы и олимпиады пионерской художественной самодеятельности. Выступление в концертах перед товарищами, младшими ребятами, родителями, шефами.
Работа с октябрятами по эстетическому воспитанию.
Физкультура и спорт пионеров среднего возраста. Регулярные занятия в одной из спортивных секций. Участие в соревнованиях по выбору: пионерское четырехборье, «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Олимпийская снежинка», по лыжам на приз «Пионерской правды», по плаванию — «Веселый дельфин», по гимнастике, подвижным играм. Выполнение нормативов БГТО. Участие в спортивных встречах между соседними отрядами.
Туризм. Участие в однодневных и двухдневных походах. Отработка навыков туриста — разбивка бивуака, устройство ночевки, хождение по азимуту, ориентировка по местным предметам, по солнцу, звездам, приготовление обеда в походе. Умение находить в лесу съедобные растения и использовать их в пищу, узнавать лекарственные растения, знание животных и птиц родного края, вредных ядовитых растений, умение оказывать помощь при укусах змей, пчел и т. д. Сдача нормативов на значок «Юный турист».
Организация спортивных и туристских клубов, участие в их работе, проведение вечеров, встреч с мастерами спорта.
Туристская работа с октябрятами.
* * *
Переход на следующую возрастную ступень организации сопряжен с большими сдвигами в психике подростков, с появлением ощутимого стремления жить и действовать «как взрослые».
Вот почему необходимо так определить позицию старших пионеров, чтобы она не только сохраняла, но и развивала у них интерес к общественно полезной деятельности пионерской организации. Важно, чтобы эта позиция была привлекательна для ребят еще задолго до самого перехода в новую возрастную группу, чтобы они стремились к ней, ждали того момента, когда их назовут старшими пионерами. Сам же переход должен сопровождаться торжественным сбором, встречей у костра или другим каким-либо красочным ритуалом, во время которого перед пионерами ясно и определенно ставились бы новые задачи, раскрывались новые их права и обязанности. Проводить такой ритуал необходимо в первые дни занятий в VII классе.