ДОКЛАД
по курсу
«методикА обучения математике
(частные методики)»
на тему: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВЫХ ТЕМ
ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ»
Выполнила:
Студентка группы???
Тышлек Ксения
_____________
(подпись)
Проверила: к. пед. н., доц.
Гончарова И.В.
____________
(подпись)
Донецк 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие вопросы методики преподавания геометрии……………..
2. Методика изучения основных свойств плоскости……………….
3. Методика изучения признаков равенства треугольников……….
4. Методика изучения перпендикулярных и параллельных прямых
Приложение……………………………………………………………..??
Проставить страницы
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Обновления целей обучения геометрии.
Актуальными для школьного курса геометрии являются задачи повышения научной ценности содержания этого курса, доступности учебного материала, усиления роли содержания геометрических задач, устранения перегрузки учащихся и др. К началу XX в. выявились следующие тенденции в построении школьного курса геометрии: необходимость деления курса на пропедевтическую и систематическую части, включения в школьный курс элементов аналитической геометрии, векторной алгебры, геометрических преобразований, аксиоматического метода. Эти вопросы остаются актуальными и в настоящее время особенно в связи с теми сокращениями учебного материала, которые проводятся в целях разгрузки учащихся.
|
|
По-прежнему, одна из главных задач обучения геометрии состоит в развитии логического мышления учащихся, способности к доказательным, аргументированным рассуждениям, последовательному, точному и ясному выражению мыслей. При изучении школьного курса геометрии решается и целый ряд других задач обучения: развитие пространственного представления и воображения учащихся, геометрического «видения» окружающего мира и т.д.
Столь же важной остается и задача усвоения учащимися теоретических основ школьной геометрии и овладении навыками применения их на практике.
В разные периоды школьной практики в учебниках по-разному расставляются акценты при формулировании целей обучения геометрии. Не принижая роль учебника в этом плане, хотелось бы подчеркнуть, что решающая роль здесь все же принадлежит учителю. Обратимся, например, к известному учебному пособию А.В. Погорелова. Это пособие характеризуется, во-первых, более высоким уровнем строгости изложения теоретического материала, особенно в начале курса. Здесь приводится полный список аксиом, необходимые определения и теоремы, доказательства. Во-вторых, что является чрезвычайно ценным, в данном пособии усилена роль задач в обучении. Достигается это двумя способами: за счет более рационального и компактного изложения теоретического материала и повышения удельного веса содержательных задач. Опыт работы учителей показывает, что на решение задач (при обучении по этому пособию) отводится около 50% учебного времени, что больше, чем при обучении по предшествующему пособию. В пособии почти нет задач на разучивание определений, подведение к теоремам и т.д. (считается, что это относится к методике обучения и это должен делать учитель на уроке в такой мере, в какой это необходимо для учащихся данного класса). В-третьих, рациональное изложение теоретического материала во многом обеспечивается применением методов не только синтетической, но и аналитической геометрии. Так, например, в данном пособии впервые в отечественном школьном учебнике при изложении векторной алгебры применен метод координат, что позволило значительно упростить эту тему.
|
|
В этом смысле прослеживается большая преемственность с учебником А.П.Киселева, долгое время успешно применявшимся в отечественной школе. В пособии отсутствует теоретико-множественный подход (хотя говорится, что геометрические фигуры «состоят из точек»). Если сравнить учебное пособие А.В.Погорелова с пособием под редакцией А.П. Колмогорова, то можно отметить, что в нем геометрические преобразования не используются в качестве математического аппарата доказательства теорем и решения задач, а изучаются здесь в виде отдельной, сравнительно небольшой темы. Учащиеся могут пользоваться этим пособием, главным образом, после хороших объяснений учителя на уроке. Вместе с этим, в пособии имеются определенные элементы методического аппарата: образцы решения задач, вопросы для повторения и др. При неоднозначном отношении учителей к данному пособию, оно все же нашло немало своих приверженцев, которые восприняли концепцию данного учебника и что самое главное - сумели ее реализовать, обеспечивая учащихся полноценными геометрическими знаниями. Этим примером мы хотели бы подтвердить такое положение: главное состоит не в том как записаны цели в тех или иных нормативных документах (обычно они формулируются грамотно, с благими намерениями), а как они реализуются на практике.
Основные содержательные линии школьного курса геометрии и их распределение по классам. Содержательными линиями курса геометрии являются: геометрические фигуры и их свойства, геометрические величины и геометрические построения.
Наполнение этих содержательных линий в различных классах представлено в табл.1.
Таблица 1
Класс | Изучаемый материал |
V | Геометрические фигуры и их свойства. Хорда и диаметр круга. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольный параллелепипед. Геометрические величины. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба. Градусная мера угла. Единицы измерения площади, объема. Переход от одних единиц измерения величин к другим. Геометрические построения. Построение прямого угла с помощью угольника. Построение угла с данной градусной мерой с помощью транспортира. |
VI | Геометрические фигуры и их свойства. Биссектриса угла. Центрально-симметричные и осесимметричные фигуры. Равнобедренный треугольник. Свойство углов равнобедренного треугольника. Геометрические величины. Формулы длины окружности и площади круга. Геометрические построения Круговые диаграммы. |
VII | Геометрические фигуры и их свойства. Плоские и пространственные фшуры. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Свойства смежных и вертикальных углов. Перпендикуляр и наклонная. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Равные треугольники. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. |
VII | Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Неравенство треугольника. Геометрические величины. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Геометрические построения. Построение с помощью циркуля и линейки: серединного перпендикуляра к отрезку: утла, равного данному; биссектрисы угла. |
VIII | Геометрические фигуры и их свойства. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника ромба квадрата трапеции. Свойства средней линии треугольника и трапеции. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Коэффициент подобия Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Геометрические величины. Площадь фигуры. Площадь треугольника параллелограмма ромба трапеции. Геометрические построения. Деление отрезка на равные части |
IX | Геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. 1 Центральные и вписанные углы. Замечательные точки треугольника. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Вписанные и описанные четырехугольники. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Правильные многоугольники. Геометрические величины. Измерение центральных и вписанных углов. Длина окружности и ее дуги. Площадь круга и его сектора. Геометрические построения. Построение правильного треугольника, четырехугольника и шестиугольника. |
Нет 1.2.
|
|
1.3. Способы рационализации школьного курса геометрии в условиях произведенных его сокращений. Основной способ перестройки курса геометрии связывается с более рациональным изложением его содержания и, в первую очередь, с рационализацией логико-математической системы учебника (его логической структуры, системы определений, доказательств). Этот способ особенно актуален в теперешних условиях, когда содержание школьного курса геометрии подверглось по существу максимальному сокращению. Рационализация означает такое изложение учебного курса, в результате которого он становится более компактным, причем не за счет дальнейшего механического сокращения, а за счет упрощения, главным образом, доказательств в его теоретической части. В качестве примера обратим внимание читателя на доказательство обобщенной теоремы Фалеса - насколько трудным и сложным оно является в учебнике А.В. Погорелова и в учебниках других авторов, перенявших это доказательство. Это доказательство, быть может, вполне вписывается в общую концепцию учебника А.В. Погорелова, но в учебниках, в которых строгость стоит далеко не первом месте, а порой избегают употреблять даже слово «аксиома», такая строгость совершенно противоестественна. Независимо от концепции учебника если возможно другое, более простое и доступное доказательство, его надо применять, от этого учебный курс только выиграет. В данном случае простое доказательство возможно и его нетрудно провести, воспользовавшись методом площадей. Переработка школьного курса геометрии в таком ключе и означает его рационализацию.
|
|
Координаты, векторы, геометрические преобразования (пусть даже отнесенные на факультативные занятия) - это не только новые темы, делающие школьный курс более современным с точки зрения содержания. Одновременно они представляют собой и новые математические методы изложения учебного курса, во многом определяющие его логическую структуру. Традиционное содержание иногда представляется в виде наслоения фактов, но не всегда эти факты организуются в мощный и эффективный математический метод - метод оказательства теорем и решения задач. Например, изучение площадей фигур хотя и присутствует во всех учебниках, однако увидеть в них метод площадей - большая редкость. Традиционным является и метод подобия треугольников, но обычно его присутствие только обозначается, реального же упрощения в систему изложения он не вносит (потенциальные возможности же этого метода велики).
Разумеется, выборочное использование нескольких математических методов при изложении школьного курса геометрии автоматически не решает всех проблем школьного учебника. Не всякое применение нескольких математических методов методически оправдано. Уравнивание образовательных целей в ознакомлении учащихся с различными математическими методами (в условиях дефицита учебного времени) может привести к формированию поверхностных навыков применения этих методов. Стереотипы, складывающиеся у учащихся в процессе длительного применения одного метода, могут затруднить переход к использованию другого математического метода (при его позднем введении).
Как бы не перестраивался школьный курс геометрии традиционно-синтетические аспекты должны занимать в нем ведущее положение и служить основой для изложения остального математического содержания материала. Это касается не только геометрии, но и алгебры (геометрического подхода к изучению уравнений, неравенств, их систем), начал математического анализа (графиков числовых функций, геометрического определения тригонометрических функций, геометрического изложения производной и интеграла). Они необходимы при изучении физики, химии, астрономии, в практической деятельности людей. Недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии (параллельность, перпендикулярность прямых и плоскостей, жесткость треугольника и т.д.) называют «строительной геометрией». Традиционно-синтетические аспекты геометрии являются основой для формирования пространственного представления и воображения учащихся.
В первую очередь сказанное относится к следующим темам в их традиционном изложении: признаки равенства треугольников; параллельные и перпендикулярные прямые; свойства равнобедренного и равностороннего треугольников; окружность, описанная около треугольника (вписанная в треугольник); задачи на построение; четырехугольники (параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция); правильные многоугольники. Все эти вопросы естественно объединить в одну содержательную линию - «геометрические фигуры и их свойства».