История рассмотрения вопроса

Рубеж XX – XXI веков стал периодом смены формы межгосударственных конфликтов: при помощи ИКТ нападения и агрессии могут осуществляться трансгранично, без привлечения армейских подразделений и использования традиционных вооружений и военной техники, с помощью негосударственных субъектов. Дестабилизация экономики, подрыв суверенитета и основ государственного устройства, нарушение нормального функционирования инфраструктур могут быть достигнуты за счет применения информационных средств. Вот почему эффективное обеспечение национальной и международной безопасности невозможно без укрепления международной информационной безопасности (МИБ), и прежде всего – за счет снижения угроз враждебного использования ИКТ.
С 1998 г. Россия продвигает идею налаживания международного сотрудничества по укреплению МИБ. Эта работа ведется параллельно по нескольким направлениям.

На двустороннем уровне в 1998–2006 годах были проведены межведомственные экспертные консультации с США, Китаем, Бразилией, ЮАР, Индией и другими странами. Эти встречи выявили близость позиций сторон по основным вопросам информационной безопасности. Договоренности о межгосударственном сотрудничестве в целях ее укрепления были впоследствии закреплены в совместных российско-американском, российско-китайском и российско-бразильском заявлениях.

Вопросам МИБ были посвящены аналитические семинары, проведенные, под эгидой Института ООН по проблемам разоружения и Международного комитета Красного Креста. По инициативе России проблематика МИБ рассматривалась навысоком политическом уровне и многосторонней основе – в «группе восьми», Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на Полномочной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, в рамках СНГ и Регионального содружества в области связи (РСС). В соответствующих итоговых документах были закреплены положения о наличии угроз для МИБ и о необходимостисотрудничества в интересах снижения их уровня.

Первым шагом в направлении организации эффективного международного взаимодействия в сфере МИБ стало предложение России, сделанное Вашингтону еще в 1998 году, подписать на уровне глав государств совместное заявление по проблематике международной информационной безопасности. В проекте документа отмечалось, что в современной ситуации в информационной сфере, с одной стороны, имеется потенциал развития человечества через глобальную информационно-технологическую революцию, а с другой – присутствуют угрозы использования новых технологий в целях подрыва международной стабильности.Подчеркивалось, что наличие новых угроз требует принятия превентивных мер, среди которых могут быть:

– согласование взглядов мирового сообщества на проблемы возможного использования информационных технологий в военных целях;

– определение основных понятий («информационное оружие», «информационная война»);

– выявление возможностей использовать информационные технологии для совершенствования существующих и создания новых систем оружия;

– рассмотрение вопроса о том, насколько целесообразно создать международную систему мониторинга угроз информационной безопасности;

– внесение вопроса о глобальной информационной безопасности на рассмотрение ООН и других ведущих международных форумов;

– создание международно-правового режима запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного оружия;

– выработка многостороннего договора о борьбе с информационным терроризмом и преступностью.

По мнению российской стороны, такое совместное заявление могло бы способствовать началу конкретного, всестороннего и целенаправленного обсуждения возникающих проблем. В итоге обсуждения этого предложения идея заявления по МИБ реализована не была. Однако обеспокоенность возникающими угрозами в этой сфере нашла отражение в Совместном российско-американском заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже XXI века, подписанного президентами России и США по итогам Московского саммита 2 сентября 1998 года.

В этом заявлении было отмечено, что стороны согласились активизировать совместные усилия по противодействию транснациональным угрозам экономике и безопасности, включая преступления с использованием компьютерной техники и других высоких технологий. Россия и США признали «важность содействия положительным сторонам и ослабление действия отрицательных сторон происходящей информационно-технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопасности наших двух стран в будущем». В документе было также сказано о том, что с общими вызовами безопасности на рубеже XXI века можно справиться только посредством мобилизации усилий всего международного сообщества. В случае необходимости мировое сообщество должно своевременно принимать эффективные меры по противодействию таким угрозам. Две великие державы впервые признали наличие проблемы информационной безопасности как таковой, обозначили реальные угрозы в этой сфере и высказались за комплексное, многостороннее сотрудничество для противодействия общим вызовам безопасности.

Дальнейшая работа по согласованию конкретных мер в интересах упрочения МИБ проводилась главным образом через механизм Организации Объединенных Наций. 23 сентября 1998 г. Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану было направлено по этому поводу специальное послание министра иностранных дел России И.С. Иванова. Генеральная Ассамблея ООН на протяжении ряда лет рассматривала на сессиях вопрос о роли науки и техники в контексте международной безопасности, разоружения и других областей, связанных с этим процессом. По мнению России, эта роль возрастает на современном этапе научно-технической революции с ее беспрецедентным уровнем развития и внедрения принципиально новых информационных технологий и средств телекоммуникаций.

В послании И.С. Иванова также констатировалось, что информационная революция проникает во все сферы жизнедеятельности общества, открывает перспективы для ускоренного развития мировой цивилизации и способствует увеличению созидательного потенциала человечества. Формируется глобальное информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента как национального, так и общечеловеческого достояния, его стратегического ресурса.При этом была подчеркнута потенциальная, но серьезная опасность использования достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами поддержания мировой стабильности. Речь шла о необходимости соблюдения принципов неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, расширения спектра прав и свобод человека.

Особый акцент был сделан на необходимости предотвратить появление конфронтации в информационной области, способной спровоцировать новый виток гонки вооружений в мире. В этой связи отмечалось, что речь идет о создании информационного оружия (ИО) и опасности возникновения информационных войн (ИВ). Принимая во внимание высокий уровень информатизации общества и одновременно уязвимость информационных структур, нельзя, однако, исключить возможности появления ИО, которое по своим разрушительным свойствам может сравниться с оружием массового поражения.
К посланию был приложен проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Проект был развитием данной резолюции: в нем отмечалось, что научно-технические достижения могут иметь гражданское и военное применение, причем содействие следует оказывать развитию науки и техники именно в гражданских целях. В проекте, в частности, содержалось приглашение всем государствам-членам Организации Объединенных Наций информировать Генерального секретаря ООН о своей точке зрения по вопросам использования информационных технологий в военных целях, уточнения понятий, враждебного или несанкционированного воздействия на информационно-коммуникационные системы и информационные ресурсы. Особо указывалось на важность диалога о целесообразности разработки международно-правовых режимов запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного оружия, а также борьбы с информационным терроризмом и криминалом, включая создание международной системы мониторинга угроз для безопасности глобальных информационно-коммуникационных систем.

Инициативные предложения России стимулировали обсуждения в Первом комитете Генассамблеи ООН, занимающимся вопросами разоружения и международной безопасности. Результатом этих дискуссий стала модификация проекта резолюции – в основном в части рекомендаций относительно информирования Генерального секретаря о точках зрения и оценках государств-членов Организации Объединенных Наций. 2 ноября 1998 г. пересмотренный проект был одобрен комитетом, а 4 декабря 1998 г. – принят без голосования (консенсусом) Генеральной Ассамблеей ООН (A/RES/53/70).

Положения российского проекта об ограничениях использования информационных технологий в военных целях, определении понятий «информационное оружие», «информационная война», разработка режима запрещения информационного вооружения в резолюции отражения не получили. Но ее политическое значение определялось тем, что впервые проблематика МИБ вошла в повестку дня широких международных обсуждений. В рамках этого документа были названы угрозы, связанные с возможностью разрушительного использования ИКТ.

В заявлении делегации США по мотивам голосования в Первом комитете было подчеркнуто, что одобрение резолюции означало вступление международного сообщества в процесс решения задач, которые включают многие взаимосвязанные факторы, не относящиеся обычно к компетенции Первого комитета. Речь идет о технических аспектах экономического сотрудничества и торговли интеллектуальной собственностью, правоохранительной деятельности, борьбе с терроризмом; традиционно подобные проблемы рассматривались в комитетах по экономическим, финансовым и правовым вопросам. При этом в заявлении Соединенных Штатов указывалось на полезность обсуждения действий не только правительств, но и корпораций, предприятий и личностей, действующих в частном секторе.

Вплоть до 2005 г. российские резолюции по МИБ консенсусно принимались Генассамблеей ООН. Усилиями российской стороны положения резолюции развивались и наполнялись конкретными положениями. В принятой в 1999 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 54/49 впервые была сформулирована «триада угроз» в сфере МИБ: применение информационных технологий в военных, террористических и преступных целях. Этот документ сформулировал, таким образом, саму проблему незаконного использования информационно-коммуникационных технологий.

В августе 1999 г. МИД РФ по согласованию с заинтересованными российскими ведомствами направил в Секретариат ООН новый документ – «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности». Речь шла о варианте кодекса поведения государств в информационном пространстве, который был призван создать морально-политическую базу для международных переговоров под эгидой ООН по данной проблематике. В этом документе были варианты определения международной информационной безопасности, угроз информационной сферы, информационного оружия, информационной войны, международного информационного терроризма и преступности. В нем также говорилось о пяти базовых принципах международной информационной безопасности, роли права, обязательствах и ответственности государств в информационном пространстве, а также возможной роли ООН в контексте общих усилий в этой области.

План обеспечения МИБ, предложенный Россией, включал в себя определение признаков и классификацию информационных войн, информационного оружия и относимых к нему средств воздействия. Проект предусматривал меры по ограничению оборота информационного оружия, запрещению разработки, распространения и применения особо опасных видов ИО, предотвращению угрозы информационных войн. В документе говорилось также о запрещении использования ИКТ во враждебных целях и, в частности, против согласованных категорий объектов. 20 ноября 2000 г. участники 55-й сессии Генассамблеи ООН единогласно приняли резолюцию № 55/28, в которой удалось сформулировать положение о необходимости изучения различных «концепций укрепления безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем». Это был уже шаг от констатации проблемы к поиску путей ее согласованного решения.
В докладе Генерального секретаря ООН (A/56/164/Add.l от 3 октября 2001 г.) были названы основные угрозы личности, обществу и государству в информационном пространстве. К таким угрозам были отнесены:

– разработка и использование средств несанкционированного вмешательства в информационную сферу другого государства;

– неправомерное использование чужих информационных ресурсов и нанесение им ущерба;

– целенаправленное информационное воздействие на население иностранного государства; – попытки доминирования в информационном пространстве;

– поощрение терроризма;

– ведение информационных войн.


Принципиально важным было решение 56-й сессии Генассамблеи ООН от 29 ноября 2001 года, нашедшее выражение в ее резолюции № 56/19. На этой основе в 2004 г. была создана специальная группа правительственных экспертов для изучения проблемы международной информационной безопасности. В мандат группы вошло рассмотрение угроз в сфере информационной безопасности, возможных совместных мер по их устранению, а также проведение исследования концепций укрепления безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. В 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о финансировании исследований на соответствующие цели, что позволило активизировать эту деятельность. Исследовательская работа ООН была впервые поставлена на относительно систематическую основу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: