Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью продолжает формироваться по двум направлениям – развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционных школ и садов), не выделяя в приоритет ни один из форматов организации образования.

При этом выстраивается не только горизонталь, но и непрерывная и преемственная вертикаль образования инвалидов и лиц с ОВЗ: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации.

Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих дошкольные образовательные организации, с каждым годом увеличивается.

В общей численности воспитанников детских садов численность детей с ОВЗ и инвалидностью в 2016 году составила 6,7%. При этом по данным различных исследований, дети с ОВЗ и инвалидностью составляют от 5 до 8% от детского населения.

Система дошкольного образования детей с ОВЗ в 2016/2017 учебном году была представлена 25 901 группами компенсирующей направленности, в них обучалось 305 292 детей; 12 224 группами комбинированной направленности, в них обучалось 51 992 детей с ОВЗ; 270 854 группами общеразвивающей направленности, в них обучалось 39 772 детей с ОВЗ; 4 023 группами оздоровительной направленности, в них обучалось 5 727 детей с ОВЗ.

За последние 3 года значительно увеличилось количество групп комбинированной направленности (на 7893 группы) и групп общеразвивающей направленности (на 9229 групп). За этот же период уменьшилось количество групп компенсирующей направленности (на 842 группы). То есть наметилась тенденция к развитию инклюзивного дошкольного образования.

Но все-таки большая часть детей с ОВЗ дошкольного возраста (75,63%) посещает группы компенсирующей направленности.

Активно развивается система ранней помощи. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р была утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция развития ранней помощи), распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г.
№ 2723-р утвержден план мероприятий по ее реализации.

В рамках реализации Концепции развития ранней помощи во всех регионах должны создаваться межведомственные службы ранней помощи.

В системе образования они могут создаваться на базе дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ.

Службы ранней помощи в системе образования помимо коррекционно­развивающих занятий должны проводить информационно-просветительскую, методическую работу и оказывать психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей.

В качестве пилотных регионов по отработке межведомственных механизмов при создании и развитии служб ранней помощи были выбраны Пермский край и Свердловская область.

Агентство стратегических инициатив совместно с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования разработали методические рекомендации по созданию служб ранней помощи в системе образования, в том числе на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, содержащие подробные инструкции.

Именно службы ранней помощи на базе образовательных организаций являются первой ступенью образования ребенка, поскольку дошкольная образовательная программа, в том числе адаптированная программа, может реализовываться уже с 2-х месячного возраста ребенка. Такие программы для всех нозологических групп были разработаны Минобрнауки России в 2016 году.

Для улучшения условий пребывания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях и обеспечения психолого-педагогического сопровождения их образования в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1014, вносятся изменения, касающиеся организации образования воспитанников с ОВЗ, в том числе в части наполняемости групп и введения в штатное расписание штатных единиц специалистов дефектологов.

Качественное доступное общее образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается через создание специальных условий в образовательных организациях. Оно реализуется при организации образования как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, с учетом желания обучающихся (их родителей (законных представителей) относительно предпочтительной формы получения образования и формы обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

1 сентября 2016 года вступили в силу утвержденные приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарты).

В соответствии со Стандартами разработаны и включены в реестр примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ (размещены на сайте fgosreestr.ru).

Для проведения оценки готовности субъектов Российской Федерации к введению Стандартов с марта по ноябрь 2016 года были проведены выездные мониторинги в 18 субъектах Российской Федерации и межрегиональные семинары в 9 субъектах Российской Федерации, в которых приняли участие представители всех субъектов Российской Федерации.

По итогам подготовлен проект методических рекомендаций по сопровождению образовательной деятельности образовательных организаций на этапе внедрения Стандартов с учетом трудностей, выявленных в процессе проведения мониторинга.

В 2016 году по адаптированным основным общеобразовательным программам обучались 479 059 обучающихся (7,4% от общего числа обучающихся по основным общеобразовательным программам).

В 2016 году функционировало 39 944 класса для обучающихся с ОВЗ, из них 23 208 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этих классах обучалось 344 903 обучающихся, из них 188 529 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем большое количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обучалось инклюзивно. В 2016 году их число составило 241 381.

На 3,24% увеличилось количество отдельных общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ (2016 г. – 1 625; 2015 г. – 1 574).

Для методического обеспечения Стандартов разработаны и подготовлены к включению в федеральный перечень учебников 11 новых учебников для первых и первых дополнительных классов. Разработаны 333 рабочие программы для педагогов по всем предметам и коррекционным курсам первых и первых дополнительных классов с учетом каждой из 9 нозологических групп.

В целях повышения эффективности введения Стандартов Минобрнауки России проводятся мероприятия по повышению квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам их реализации.

В 2016 году в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» повысили квалификацию более 700 специалистов центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) из 63 субъектов Российской Федерации по вопросам использования в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений ПМПК, более 500 руководящих и педагогических работников из 85 субъектов Российской Федерации – по вопросам организации инклюзивного образования инвалидов (детей-инвалидов); 400 лекторов региональных институтов повышения квалификации – по вопросам организации инклюзивного образования инвалидов (детей-инвалидов) с целью дальнейшей реализации ими программ повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», вступивший в силу с 1 января 2017 года.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся (педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов).

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Разработан проект профессионального стандарта «Педагог–дефектолог» (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог).

Помимо кадрового обеспечения в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» проводятся работы по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению специальным оборудованием для образования обучающихся с особыми образовательными потребностями. В 2016 году для организации качественного инклюзивного образования стали доступными 16,34% дошкольных образовательных организаций от общего числа дошкольных образовательных организаций, 21,43% общеобразовательных организаций от общего числа общеобразовательных организаций, 88 организаций дополнительного образования детей.

С 2016 году в пролонгированном варианте государственной программы «Доступная среда» задействованы образовательные организации всех уровней.

В регионах ведется работа по созданию условий для обучения детей- инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах (далее – ДДИ) системы социальной защиты: открываются структурные подразделения образовательных организаций, организуется подвоз детей в близлежащие образовательные организации или организуется индивидуальное обучение по месту проживания детей.

Так, в 2016 году количество воспитанников ДДИ, получающих образование, увеличилось на 37,4 %, показатель «необучаемых» по сравнению с 2015 годом снизился на 54,8 %.

За последние 3 года наблюдается рост количественных показателей инклюзивного профессионального образования: увеличение контингента обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО и профессионального обучения, увеличение доли профессиональных образовательных организаций, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Всего по программам СПО обучается более 21 тыс. человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, из них около 14,3 тыс. инвалидов, детей-инвалидов. По сравнению с предыдущим учебным годом количество обучающихся данной категории выросло на 12,7%.

Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются в 2 109 образовательных организациях СПО, что составляет 64% от общего количества таких образовательных организаций. По сравнению с предыдущим годом их число выросло на 4% (2015 г. – 1 890 образовательных организаций).

Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по 320 образовательным программам СПО, которые охватывают почти все укрупнённые группы профессий и специальностей, в том числе лица с нарушениями слуха обучаются по 164 образовательным программам СПО, с нарушениями зрения – по 163 программам, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – по 232 программам.

По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается 5,7 тыс. человек, из них 3,4 тыс. инвалидов, детей-инвалидов (2015 г. – 4,3 тыс. человек), а по программам подготовки специалистов среднего звена – 15,5 тыс. человек, из них 10,9 тыс. инвалидов, детей-инвалидов (2015 г. – 11,9 тыс.).

В профессиональных образовательных организациях обучаются инвалиды со всеми видами нарушений здоровья. Наблюдается положительная динамика по количеству обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, что связано с созданием доступной среды и развитием специальных технических и программных средств обучения.

По программам профессионального обучения обучаются более 20 тыс. инвалидов и лиц с ОВЗ, что превышает показатели прошлого года на 29%
(2015 г. – 18,4 тыс., 2014 г. – 14,5 тыс.).

По адаптированным образовательным программам СПО обучается 28% от всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Адаптированные программы СПО реализуются для лиц с нарушениями слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушениями зрения, поскольку именно эти категории нуждаются в адаптации образовательного процесса.

В рамках реализации мероприятия 2.2 «Предоставление государственных гарантий инвалидам» государственной программы «Доступная среда» с 2016 года предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Объем финансирования из федерального бюджета в 2016 году составил 306 млн. рублей, объем софинансирования из регионального бюджета – 108,11 млн. рублей.

В 2016 году созданы и действуют 49 базовых профессиональных образовательных организации в 49 субъектах Российской Федерации.

Базовая профессиональная образовательная организация –профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.

Направлениями деятельности базовой профессиональной образовательной организации являются:

- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО (по одной или нескольким нозологиям), программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;

- реализация образовательных программ СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

- повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики.

В 2016 году в субъектах Российской Федерации осуществлена деятельность по созданию и развитию инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

В результате реализации указанных мероприятий:

закуплено более 3 000 единиц оборудования, в том числе специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов, которым оснащены кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, психологической разгрузки (сенсорной комнаты);

закуплено более 260 единиц специального оборудования для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

более 1 400 педагогических работников базовых профессиональных образовательных организаций прошли повышение квалификации и более 80 человек – стажировку.

Социально значимым фактором развития инклюзивного образования является участие Российской Федерации в международном движении Абилимпикс.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2016 году Минобрнауки России совместно с Минтрудом России и Минпромторгом России проведен II Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» (далее – Национальный чемпионат).

В соревновательной программе Национального чемпионата приняли участие 1 023 участника из 61 субъекта Российской Федерации, в деловой программе – более 500 человек. Всего Национальный чемпионат посетило около 5 000 гостей и зрителей, работало свыше 300 волонтеров.

Конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс» проводятся в целях содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью на рынке труда.

В настоящее время Минобрнауки России сформированы коллегиальные органы управления и подготовки Национального чемпионата: организационный комитет, рабочая группа, координационный совет работодателей, совет экспертов.

Разработана и прошла процедуру согласования с общественными организациями инвалидов и Минтрудом России Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью, комплект типовых документов и методических материалов.

В субъектах Российской Федерации формируются координационные советы региональных отборочных этапов, которые объединяют партнеров-работодателей по компетенциям, спонсоров и некоммерческие организации с целью вовлечения их в движение «Абилимпикс».

На сайте Национального чемпионата функционирует банк резюме участников региональных отборочных этапов и Национального чемпионата. С согласия участника в базе данных размещается резюме, которое могут просматривать партнеры-работодатели с целью трудоустройства участников. Резюме победителей Национального чемпионата размещаются на портале «Работа в России» и крупнейших рекрутинговых и кадровых порталах Российской Федерации.

С участниками, которые не завершили обучение, ведется работа по заключению «отложенных» договоров по трудоустройству. Такие договоры с партнером-работодателем предполагают прохождение стажировок участников на предприятии в процессе обучения и в случае успешного прохождения стажировки последующее трудоустройство.

В 2016 году Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы (от 23 мая 2016 г. № З467п-П8).

В рамках реализации указанного плана Минобрнауки России:

- проведен мониторинг установления повышающего коэффициента к нормативам затрат, отражающих особенности обучения студентов с ОВЗ по различным нозологиям. Разработаны методические рекомендации по установлению таких корректирующих коэффициентов к нормативам затрат;

- проведен мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций по вопросам приема, обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечения специальных условий для получения образования указанной категорией студентов, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- для обеспечения организационной и методической поддержки сети базовых профессиональных образовательных организаций создан Федеральный методический центр на базе ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;

- с целью совершенствования подготовки водителей из лиц с ограниченными возможностями здоровья разработаны и апробированы проекты адаптированных образовательных программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств категории «В».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: