Поддержка одаренных детей

С целью создания на федеральном и региональном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса в 2016 году было продолжено осуществление государственной поддержки талантливой молодежи.

Приказом Минобрнауки России от 4 апреля 2016 г. № 364 утвержден перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2016 году. В перечень было включено 146 мероприятий, в числе которых международные и всероссийские олимпиады, другие конкурсные мероприятия, а также региональные и межрегиональные конкурсные мероприятия.

На выявление и поддержку одаренных детей нацелена Всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада), охватывающая все предметы школьной программы.

В 2016 году Олимпиада проведена по 24 общеобразовательным предметам, охватывая все предметы школьной программы (2015 г. – по 21 общеобразовательному предмету).

Испанский, итальянский, китайский языки расширили перечень учебных предметов, по которым Олимпиада проходила впервые. Также расширился круг участников олимпиады. В 2016 году впервые участниками Олимпиады стали обучающиеся 4 класса, состязавшиеся в знаниях по русскому языку и математике.

В школьном этапе Олимпиады приняли участие около 6 млн. человек, в муниципальном этапе – 1,42 млн. человек, в региональном этапе – свыше 120 тыс. человек, в заключительном этапе – 5 тыс. человек. По итогам проведения Олимпиады дипломами награждены 365 победителей и 1 829 призеров.

Сборные команды Российской Федерации приняли участие в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, завоевав 38 медалей, в том числе 19 золотых, 15 серебряных, 4 бронзовых.

По итогам участия в олимпиадах по физике, химии, географии, астрономии, естественнонаучной олимпиаде (юниоры) российские школьники вошли в пятерку сильнейших команд мира, в общекомандном зачете на олимпиадах по математике и биологии заняли, соответственно, седьмое и одиннадцатое место.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 507-р в г. Казани с 12 по 19 августа 2016 г. проведена XXVIII Международная олимпиада по информатике, в которой участвовали национальные сборные команды из 81 страны (308 школьников), представляющие 5 континентов мира. Сборная команда Российской Федерации была представлена основной командой в составе 4-х школьников, а также (на правах страны – организатора олимпиады) дополнительной командой из 4 обучающихся, выступавшей вне конкурса. Основная команда страны по количеству золотых медалей разделила первое место с национальными сборными Китая и США; в неофициальном зачете (по количеству набранных баллов) показала второй абсолютный результат, уступив китайской команде. Дополнительная команда России также завоевала 4 медали: 3 серебряные и 1 бронзовую. Только 22 командам стран мира удалось на данной олимпиаде завоевать по 4 медали разного уровня.

Российская Федерация одержала победу в конкурсе заявок на право проведения в Санкт-Петербурге в 2020 году 61-й Международной математической олимпиады.

В соответствии с новым Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 мая 2016 г. № 23, в Великом Новгороде прошла 11-ая олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». От Российской Федерации в олимпиаде участвовали 23 команды школьников. Олимпиадные задания были направлены на проверку знаний русского языка, русской литературы и истории. По итогам олимпиады жюри определило 57 победителей, среди которых дипломами I степени награждены 6 россиян, 7 человек отмечены дипломами II степени и 16 – дипломами III степени. Сборная команда Москвы стала абсолютным победителем олимпиады.

Работа с талантливыми детьми и молодежью является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (далее – Национальный совет) обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы.

За 2016 год проведено три заседания Национального совета. Среди вопросов, рассмотренных Национальным советом в 2016 году, были вопросы: о поддержке Комплекса мер на 2015-2020 годы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы; о государственной поддержке одаренных детей и талантливой молодежи; об эффективных методиках, инновационных технологиях, образовательных программах и формах работы с одаренными детьми, в том числе и раннего возраста; о механизмах работы образовательного фонда «Талант и успех»; о совершенствовании механизмов привлечения в Российскую Федерацию талантливых иностранных граждан и соотечественников; о создании специальных условий при реализации образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образовательными и иными организациями.

Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг реализации Комплекса мер на 2015-2020 годы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы, в том числе через Единую информационную систему обеспечения деятельности Минобрнауки России. Мониторинг показал, что все 24 мероприятия указанного Комплекса мер, запланированные на 2016 год, исполнены.

Во исполнение подпункта 20 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 в соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего сопровождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2015 г. № 1239, выявление детей, проявивших выдающиеся способности, осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интерес к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурной и спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее – мероприятия).

Минобрнауки России подготовило необходимую нормативную правовую базу для организации работы по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития:

- приказом Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. № 645 утвержден перечень мероприятий на 2016/2017 учебный год;

- приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2016 г. № 424 утвержден Порядок формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности.

В соответствии с пунктом 7 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего сопровождения организаторы мероприятий направляют информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами мероприятий, в организацию, осуществляющую организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, – Образовательный Фонд «Талант и успех» (далее – Фонд «Талант и успех»).

На основании указанной информации Фонд «Талант и успех» формирует обобщенные сведения об одаренных детях, являющихся призерами и победителями мероприятий, и размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Это позволит осуществить мониторинг дальнейшего развития одаренных детей, а также разработать предложения по их индивидуальному развитию, организации обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» с 2016 года Фонд «Талант и успех» реализует новое направление деятельности – оказывает государственную поддержку лицам, проявившим выдающиеся способности и поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Общий объем бюджетных ассигнований, предоставленных из федерального бюджета Фонду «Талант и успех» в 2016 году, составил 1 339,5 млн. рублей.

Фонд «Талант и успех» осуществляет свою деятельность при поддержке и координации Минобрнауки России, Минспорта России и Минкультуры России.

На базе олимпийской инфраструктуры в городе Сочи Фондом «Талант и успех» создан Образовательный центр «Сириус» (далее – Центр), целью которого является раннее выявление, развитие и дальнейшая поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. За период с 1 июня 2015 по 31 августа 2016 года проведено 14 смен по 24 дня, участниками которых стали 7 378 одаренных школьников из всех субъектов Российской Федерации. Проезд и пребывание детей в Центре бесплатные. В июле 2016 года в Центре была проведена первая проектная смена для 400 одаренных школьников. В партнерстве с ведущими вузами России, крупными российскими корпорациями и компаниями школьниками было разработано 69 проектов по приоритетным направлениям развития экономики.

С целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводится мероприятие «Государственная поддержка талантливой молодежи».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» ежегодно присуждается 5 350 премий для поддержки талантливой молодежи в возрасте 14-25 лет включительно.

На реализацию данного мероприятия из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 млн. рублей, в том числе 198 млн. рублей – на выплаты премий победителям и призерам, 2 млн. рублей – на изготовление дипломов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в целях выявления талантливой молодежи проведены Всероссийские олимпиады профессионального мастерства обучающихся по 19 укрупненным группам специальностей/отдельным специальностям СПО.

В 2016 году региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) (далее – региональный чемпионат) прошли в 63 субъектах Российской Федерации, участниками которых стали 6 575 конкурсантов. Работу участников региональных чемпионатов оценивали 7 216 экспертов. Полуфиналы Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) (далее – полуфинал чемпионата) прошли во всех федеральных округах. В полуфиналах чемпионата приняли участие 1 367 конкурсантов и 1 387 экспертов.

В мае 2016 года в Московской области состоялся Финал IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (далее – национальный чемпионат). Участниками национального чемпионата стали победители полуфиналов чемпионата, которые прошли в федеральных округах Российской Федерации.

В 2016 году участниками национального чемпионата стали 747 обучающихся образовательных организаций из 64 субъектов Российской Федерации. Соревнования проводились по 99 компетенциям, из которых 17 компетенций – Junior Skills и 8 компетенций – Future Skills. В работе национального чемпионата приняли участие 1 028 экспертов.

Во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. № Пр-1921 в рамках национального чемпионата прошли соревнования Junior Skills для 173 школьников по 17 компетенциям. Работу участников оценивали 137 экспертов и наставников.

В декабре 2016 года в Гетеборге (Швеция) состоялся чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills – 2016. Российскую Федерацию в соревнованиях представляли 43 конкурсанта и 39 экспертов из 19 субъектов Российской Федерации. Участники соревновались в 36 компетенциях в возрасте от 18 до 21 года. Итоговый результат сборной Российской Федерации – 1 место в общем зачете (15 882 балла).

Российская сборная завоевала 2 золотые медали (электроника, обслуживание холодильной и вентиляционной техники), 2 серебряные медали (графический дизайн, мобильная робототехника), 1 бронзовую медаль (сетевое и системное администрирование) и 11 медалей за профессионализм по промышленным компетенциям.

Из числа победителей национального чемпионата 2016 года формируется состав национальной сборной России, которая примет участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition – 2017 в Абу-Даби.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2016 г. № 750-р реализуется план основных мероприятий по подготовке и проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «WorldSkills» в г. Казани в 2019 году.

В движение WorldSkills Russia вступило 84 субъекта Российской Федерации.

В настоящее время реализуется План мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, в рамках которого особое внимание уделено развитию научно-технического творчества.

Так, в ходе реализации указанного Плана мероприятий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были разработаны и в настоящий момент реализуются региональные и муниципальные программы (подпрограммы, «дорожные карты», планы мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций, в том числе робототехнике. Также на базе федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений «Всероссийский детский центр «Океан» и ВДЦ «Орленок», федерального государственного бюджетного учреждения «Международный детский центр «Артек», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Всероссийский детский центр «Смена» проводятся профильные и специализированные смены технической направленности.

В 2016 году для молодежи также были проведены масштабные мероприятия в рамках различных форумов: Международного молодежного форума «Байкал-2020», прошедшего в г. Иркутске, Форума «Территория смыслов на Клязьме», прошедшего во Владимирской области в период с 27 июня по 28 августа, Саммита студенческих лидеров государств-участников СНГ, прошедшего в г. Севастополе. Самым масштабным стал Форум «Территория смыслов на Клязьме».

Целью проведения Форумов является создание условий для самореализации молодых людей, а также формирование молодежных профессиональных сообществ. Участниками Форумов стали не только талантливые молодые люди практически из всех субъектов Российской Федерации, но и молодые люди из иностранных государств. С целью формирования у молодого поколения привычек и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни, эффективной физической активности, в рамках Форумов были проведены тематические смены.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Росмолодежи на проведение соответствующих мероприятий для молодежи, составил в 2016 году 998,2 млн. рублей.

Основу системы художественного образования и воспитания детей
в Российской Федерации составляет широко развитая сеть детских школ искусств по видам искусств (далее – ДШИ). Отличительной особенностью ее функционирования является приобщение детей к различным видам искусства, развитие их творческих способностей, содействие профессиональному самоопределению.

Содержание образования в ДШИ полностью отвечает основным целям государственной культурной политики, среди которых: формирование гармонично развитой личности, использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования, передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала.

В 2016 году в Российской Федерации функционировало 5 007 ДШИ (музыкальных, художественных, хореографических, театральных и др.), в которых обучалось 1 555 118 человек. Примечательно, что при сокращении количества ДШИ на 101 единицу по сравнению с 2015 годом, число обучающихся в ДШИ в 2016 году увеличилось на 21 764 ребенка.

 

           
Количество ДШИ          
Количество обучающихся 1 442 470 1 458 559 1 496 565 1 533 354 1 555 118

 

Динамика последних лет в части увеличения количества обучающихся
в ДШИ показывает возрастающий интерес населения к приобщению детей
к различным видам искусства и художественному творчеству, востребованность ДШИ. При этом само сокращение ДШИ связано не столько
с их закрытием, сколько с процессами реорганизации, проводимыми учредителями.

В 2016 году, как и в предыдущие годы, вопросы, связанные с сохранением и развитием сети ДШИ, были для Минкультуры России в числе приоритетных. Так, в частности, функционированию и перспективам развития сети ДШИ в субъектах Российской Федерации было посвящено состоявшееся в июне 2016 года заседание Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей. Подготовленный по итогам этого заседания Протокол с рекомендациями по обеспечению развития ДШИ в регионах страны (в части повышения заработной платы преподавателей ДШИ, обеспечения финансовой поддержки муниципальных ДШИ со стороны субъекта Российской Федерации, сохранения принадлежности ДШИ в ведении органов управления культурой) был направлен в адрес Глав субъектов Российской Федерации для использования в работе.

Начиная с 2013 года, Минкультуры России проводит мониторинг деятельности ДШИ. Результаты проведенного аналитического среза деятельности ДШИ в 2016 году свидетельствуют о широком спектре мероприятий, проводимых органами управления культурой субъектов Российской Федерации в целях сохранения сети данных учреждений. Многие из них были направлены на увеличение контингента обучающихся, введение в образовательную деятельность ДШИ дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, обеспечение целевой поддержки талантливых детей (именные стипендии, стипендии Губернатора, глав муниципальных образований), создание условий для развития их творческой деятельности и информационного сопровождения работы с одаренными детьми, укрепление материально-технической базы, повышение заработной платы педагогических работников.

С момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ Минкультуры России создана обширная нормативная правовая база из 20 нормативных правовых актов, регулирующая деятельность ДШИ в Российской Федерации.

В 2016 году Минкультуры России продолжило работу по методическому обеспечению деятельности ДШИ, главный акцент в которой был сделан на создание мультимедийных и интерактивных учебно-методических пособий по предметам «Сольфеджио» (в том числе «Интерактивное музыкальное пособие для слепых и слабовидящих обучающихся»), «Музыкальная литература», «Живопись».

Одним из важных направлений в деятельности Минкультуры России является повышение кадрового потенциала педагогических работников. При поддержке Минкультуры России подведомственными вузами и профессиональными образовательными организациями в 2016 году были проведены курсы повышения квалификации для педагогических работников и директоров региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры, в том числе и ДШИ (в Республиках Башкортостан, Кабардино-Балкарской, Карелия, Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской, Орловской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге).

Принимая во внимание значимость укрепления материально-технической базы ДШИ, в 2016 году Минкультуры России в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (далее – ФЦП «Культура России») на условиях софинансирования было выделено 60 млн. рублей на приобретение музыкальных инструментов 35 субъектам Российской Федерации.

В 2016 году Минкультуры России была продолжена работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (абзац 9 подпункта «н» пункта 1) в части увеличения к 2018 году доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8% от общего числа детей.

Так, к концу 2016 года установленный на 2016 год показатель (6%) по увеличению доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, был достигнут и даже превышен многими субъектами Российской Федерации (Республиками Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесской, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Чеченской, Алтайским, Забайкальским, Пермским и Хабаровским краями, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Тульской, Ульяновской, Ярославской и др. областями, Ямало-Ненецким и Чукотским автономными округами).

В числе значимых региональных проектов можно отметить:

VI Республиканский конкурс детского и юношеского декоративно-прикладного искусства «Прикладных дел мастера», XII Региональный конкурс юных музыкантов Северного Кавказа (Республика Адыгея),
Всероссийский конкурс электромузыкального творчества «Музыка цифр» (Республика Башкортостан), Международный фестиваль детских хореографических коллективов «Танцевальное шоу Кавказа – Танец дружбы» (Республика Ингушетия), Международный театральный фестиваль «Земля. Театр. Дети» (Республика Крым), Международный конкурс вокалистов «Сандугач-Соловей», Международный хореографический конкурс имени Н. Юлтыевой «Дорогою мечты» (Республика Татарстан),
IX Международный конкурс «Музыкальный Владивосток – 2016» (Камчатский край), XXV Краевой фестиваль детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок», VII Краевой конкурс-фестиваль театральных коллективов ДШИ и ДМШ «Золотой петушок» (Краснодарский край), Краевой смотр-конкурс самодеятельности «НАДЕЖДА, ВДОХНОВЕНИЕ, ТАЛАНТ» среди воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей ОВЗ, детей-инвалидов (Приморский край), Х Международный конкурс скрипачей
им. М.Г. Эрденко, II Международный конкурс детского изобразительного творчества «Экология–2016» (Белгородская область), Федеральный культурно-просветительский проект «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее», Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Северная рапсодия», II Международный конкурс детского изобразительного творчества «Перекрестные взгляды Россия-Бельгия» (Вологодская область),
X Международный конкурс вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» (Калининградская область), Международный культурный фестиваль «Птица Баренц», VI Международный фестиваль хореографического искусства «Полярный круг» (Мурманская область), VI Российско-французский детский фестиваль-конкурс ансамблевого музицирования «Концертино»,
VI Международный конкурс исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов имени М.Ф. Рожкова (Нижегородская область), Областной фестиваль «Мы – из будущего» (Псковская область), IX Международный творческий фестиваль детей с ОВЗ «Шаг навстречу!», IX Сахалинский фестиваль-конкурс «Детско-юношеские ассамблеи искусств» (Сахалинская область), Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества (Челябинская область), IX Дальневосточный фестиваль славянской культуры «Русь многоликая» (Еврейская автономная область) и другие.

С целью сохранения и развития системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований в 2016 году Минкультуры России
в рамках ФЦП «Культура России» было проведено более 300 мероприятий (творческие школы и мастерские, межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы, фестивали, мастер-классы, выставки), в которых приняли участие все субъекты Российской Федерации.

В список наиболее масштабных вошли: «Молодые дарования России», «Мир нашего детства», «Новые имена», «Неделя российских консерваторий – детям», крымский фестиваль-смотр юных талантов «Бархатные встречи», фестиваль молодых дарований с ограниченными возможностями здоровья «Открытый мир творчества», «Юрий Башмет – одаренным детям России», «Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России», «Симфонии белых ночей» и другие.

В 2016 году Минкультуры России совместно с региональными и муниципальными органами управления культурой были проведены V Всероссийский фестиваль юных художников «Уникум», выставка творческих работ детей и юношества «Спасибо деду за победу!».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: