Организация отдыха и оздоровления детей

Полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей с 2010 года возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, включающие мероприятия по развитию материально-технической базы оздоровительных учреждений, определение видов организаций отдыха и оздоровления детей, механизмы реализации основных направлений отдыха и решение организационно-методических вопросов.

В 2016 году для детей работало более 51,9 тыс. детских оздоровительных организаций, что на 611 единиц меньше, чем в 2015 году (2015 г. – 52,5 тыс. организаций; 2014 г. – 53,5 тыс. организаций).

В целом отмечается сокращение количества детских лагерей всех типов:

загородных оздоровительных лагерей работало на 23 единицы меньше по сравнению с тем же периодом 2015 года (2016 г. – 2 432 лагеря; 2015 г. – 2 455 лагерей);

лагерей санаторного типа уменьшилось на 20 единиц (2016 г. – 693 лагеря; 2015 г. – 713 лагерей), количество лагерей палаточного типа и лагерей труда и отдыха сократилось на 394 единицы (2016 г. – более 6,8 тыс. лагерей; 2015 г. – более 7,2 тыс. лагерей);

детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей уменьшилось на 136 единиц (2016 г. – более 41,7 тыс. лагерей; 2015 г. – более 41,8 тыс. лагерей).

Всего на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей за 2016 год израсходовано около 70,1 млрд. рублей, что почти на 4,9 млрд. рублей больше по сравнению с 2015 годом (2015 г. – около 65,2 млрд. рублей), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований израсходовано около 42,9 млрд. рублей (2015 г. – более 41,7 млрд. рублей).

Отмечается сокращение объемов финансирования за счет средств предприятий, профсоюзных организаций, спонсоров и родителей: в 2016 году из данных источников израсходовано около 22,6 млрд. рублей, в 2015 году – более 23,4 млрд. рублей.

За счет средств федерального бюджета в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г.
№ 309 «Об утверждении Правил предоставления в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» на финансирование мероприятий по отдыху и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 году израсходовано более 4 598,9 млн. рублей или 99,98% от объема предусмотренных средств (4 600 млн. рублей).

Из них около 4 229,8 млн. рублей (91,97%) израсходовано на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря и более 369,1 млн. рублей (8,03%) израсходовано на оплату стоимости проезда в организации отдыха детей и их оздоровления. В 2015 году на отдых и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств федерального бюджета было израсходовано около 31,2 млн. рублей.

В 2016 году в детских оздоровительных лагерях отдохнуло более 8,68 млн. детей или 56,2% от общей численности детей школьного возраста в Российской Федерации (15,45 млн. детей), что на 234,6 тыс. детей больше, чем в 2015 году (2015 г. – около 8,45 млн. детей).

По итогам 2016 года отмечается увеличение по сравнению с 2015 годом численности детей, которые провели каникулы в детских оздоровительных лагерях.

Почти на 132 тыс. детей больше побывало в загородных оздоровительных лагерях (2016 г. – более 1 828,5 тыс. детей; 2015 г. – более 1 696,5 тыс. детей).

На 8,5 тыс. детей больше отдохнуло в лагерях санаторного типа (2016 г. – более 752,3 тыс. детей; 2015 г. – 743,8 тыс. детей).

На 101,7 тыс. детей больше отдохнуло в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей (2016 г. – около 3 638,2 тыс. детей; 2015 г. – около 3 536,5 тыс. детей).

При этом сократилась численность детей, отдохнувших в лагерях с круглосуточным пребыванием детей, организованных на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей (2016 г. – 43,6 тыс. детей; 2015 г. –более 53,1 тыс. детей).

Значительно (на 18,8 тыс. человек) уменьшилась численность детей, оздоровленных в палаточных лагерях (2016 г. – около 260,9 тыс. детей; 2015 г. – около 279,7 тыс. детей), а также в лагерях труда и отдыха (2016 г. – более 267,4 тыс. детей; 2015 г. – около 285,9 тыс. детей).

В организациях отдыха и оздоровления детей, расположенных на побережье Черного и Азовского морей, отдохнуло более 419,5 тыс. детей
(2015 г. – около 372,7 тыс. детей), за пределами Российской Федерации – более 45,2 тыс. детей (2015 г. – около 67,5 тыс. детей). В многодневных походах приняли участие более 944,2 тыс. детей (2015 г. – около 966,3 тыс. детей).

По результатам мониторинга детской оздоровительной кампании отмечается увеличение (на 258,6 тыс. человек) численности оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отдыхом и оздоровлением было охвачено более 2,96 млн. детей данной категории (2015 г. – более 2,7 млн. детей).

В том числе в детских оздоровительных лагерях побывало более 323,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2015 г. – около 287,6 тыс. детей), детей-инвалидов – около 121,6 тыс. человек (2015 г. – более 104,3 тыс. детей).

Следует отметить, что только за счет средств федерального бюджета в 2016 году было оздоровлено около 260,3 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в детских оздоровительных лагерях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, более 190,6 тыс. детей, за пределами территории субъекта Российской Федерации – около 69,7 тыс. детей указанной категории. Численность оздоровленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила более 35,9 тыс. человек, детей-инвалидов – более 6,5 тыс. человек.

Большинство детей были направлены на отдых и оздоровление в загородные детские лагеря (69% от общей численности отдохнувших детей за счет федеральных средств), в санаторно-оздоровительные лагеря – 18,4%, в лагеря с дневным пребыванием детей – 6,1% детей, в лагеря, созданные при санаторно-курортных организациях, – 4,4%, в лагеря других типов – 2,1%.

Средняя стоимость путевки в загородные оздоровительные лагеря возросла по сравнению с 2015 годом на 10,6% и составила 19 839 рублей
(2015 г. – 17 728 рублей).

Анализ динамики показателя выраженного оздоровительного эффекта у детей свидетельствует о том, что за 5 лет удельный вес детей с высокой эффективностью оздоровления увеличился на 10%, составив в 2016 году 94%.

В рамках реализации программных задач на этапе подготовки к летней кампании 2016 года было капитально отремонтировано более 200 оздоровительных учреждений, в 9 000 учреждений проведены косметические ремонты.

В целях совершенствования материально-технического состояния оздоровительных учреждений для 2 140 учреждений было закуплено оборудование для пищеблоков, 3 200 учреждений – мебель и инвентарь, 813 медицинских пунктов летних учреждений – медицинское оборудование. Более 410 тысяч сотрудников оздоровительных учреждений прошли гигиеническую подготовку и аттестацию. Было заключено около 40 тысяч договоров с поставщиками продуктов и организаторами питания.

Вместе с тем из числа предъявленных Роспотребнадзору организаций 16 не были допущены к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2016 года, в том числе: 6 стационарных загородных лагеря на территории Республики Крым, Краснодарского края, Ивановской, Ростовской и Свердловской областей, г. Москвы; 5 организаций с дневным пребыванием детей: 1 – на территории Республики Бурятия, 2 – Республики Крым, 1 – Чувашской Республики, 1 – Курганской области; 5 палаточных лагерей на территории Республик Саха (Якутия) и Удмуртской, Ивановской, Мурманской, Новгородской областей.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий 2016 года были установлены факты функционирования 67 несанкционированных оздоровительных учреждений, не входящих в региональные реестры и начавших работу без уведомления органов Роспотребнадзора (Республики Башкортостан, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Хакасия, Алтайский, Пермский, Приморский края, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская области и другие).

По всем оздоровительным организациям, начавшим работу без уведомления органов Роспотребнадзора, были приняты меры административного воздействия в виде приостановления их деятельности.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 80 187 нарушений санитарно-эпидемиологических требований, из которых:

- 41% нарушений (более 33 000) – при контроле за организацией питания (Республики Башкортостан, Хакасия, Хабаровский край, Калужская, Ленинградская области);

- 40% нарушений (более 32 000) – при контроле за соблюдением санитарного режима в лагерях (Республика Татарстан, Воронежская, Калужская, Костромская, Ленинградская области);

- 10% нарушений (более 8 000) – при контроле за материально-техническим оборудованием оздоровительных учреждений (Удмуртская Республика, Брянская, Ленинградская области и другие);

- 9% нарушений (около 7 000) – при контроле за условиями размещения детей и подростков (Алтайский край, Липецкая, Нижегородская, Пензенская, Тверская области).

В ходе летней оздоровительной кампании 2016 года специалистами Роспотребнадзора было наложено 32 895 штрафов на общую сумму более 138 млн. рублей. Судами рассмотрено 725 дел о привлечении к административной ответственности, по которым было принято решение о назначении административного наказания. По 113 делам судами принято решение об административном приостановлении деятельности.

По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 952 сотрудника оздоровительных организаций.

В 2016 году территориальными органами МЧС России в рамках компетенции проведено более 62 тыс. проверочно-профилактических мероприятий по соблюдению требований в области пожарной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также безопасности на водных объектах, в ходе которых выявлено порядка 1 тыс. учреждений с нарушениями установленных требований.

В целях пресечения выявленных правонарушений к административной ответственности привлечены порядка 700 юридических и более 2 тыс. должностных лиц.

За неисполнение в срок законных предписаний по обеспечению безопасности детей 583 дела об административных правонарушениях передано в суды.

Порядка 2,7 тыс. информаций о неудовлетворительном состоянии детских лагерей направлено в органы государственной власти, в том числе 974 – в органы прокурорского надзора.

Благодаря предпринятым мерам на объектах указанной категории устранено свыше 12 тыс. нарушений обязательных требований.

Одновременно проведено более 260 тыс. профилактических мероприятий, в том числе:

- 42 тыс. тренировок по эвакуации в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций с охватом более 2 млн. человек;

- 12,5 тыс. совещаний с руководителями учреждений по вопросам обеспечения безопасности на отдыхе и в быту;

- 53 тыс. инструктажей с персоналом объектов;

- 1,7 тыс. занятий по обучению правилам безопасного поведения на воде;

- 25 тыс. конкурсов, викторин детско-юношеского творчества на противопожарную тематику и безопасности на воде.

Проводимые мероприятия освещались в региональных и местных средствах массовой информации (далее – СМИ). В частности:

- проведено более 5 тыс. выступлений на радио, в том числе 474 лично начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

- в печатных изданиях размещено свыше 2,5 тыс. заметок и публикаций;

- в эфир телеканалов вышло порядка 2 тыс. тематических видеосюжетов.

Одновременно в организациях детского отдыха распространено более
230 тыс. памяток по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах.

При подготовке и в ходе проведения детской оздоровительной кампании инициировано 1 485 заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности по рассмотрению результатов проведенной работы по обеспечению безопасности детей в период летнего отдыха: 124 – заседания комиссий субъектов Российской Федерации и 1 361 – заседание комиссий муниципальных образований.

Инспекторским составом государственной инспекции по маломерным судам МЧС России освидетельствованы все пляжи, расположенные в учреждениях детского отдыха и оздоровления.

Во всех детских лагерях, расположенных на значительном удалении от мест дислокации пожарно-спасательных подразделений, выставлялись временные посты с привлечением личного состава и техники.

При этом проведены дополнительные практические занятия с операторами экстренных оперативных служб по приему сообщений о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) и действиям при их получении, а также качественной и своевременной передаче информации в соответствующие дежурные диспетчерские службы экстренных оперативных служб.

Организована дополнительная работа по доведению до населения и отдыхающих единых номеров экстренных оперативных служб, в том числе размещения этих номеров в СМИ, на досках объявлений в населенных пунктах и местах отдыха.

К проводимой работе активно привлекались представители общественных организаций. При их участии проведено порядка 10 тыс. совместных профилактических мероприятий.

В летний период 2016 года на территории Российской Федерации функционировал 521 детский туристический лагерь на водных объектах, в которых освидетельствовано и принято к эксплуатации 360 пляжей.

На учете состояло 377 туристических маршрутов на водных объектах протяженностью более 32 тыс. км, в которых приняло участие свыше 6,8 тыс. чел., из которых 3 354 – дети. Для сопровождения таких туристических групп привлекалось более 3 тыс. спасателей и государственных инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам.

Традиционно значимая роль отводится МЧС России работе с подрастающим поколением. По всей стране проводятся десятки тысяч тематических мероприятий с учащимися образовательных организаций, соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», в которых принимают участие миллионы детей и молодежи.

В рамках международного сотрудничества команды юных спасателей Российской Федерации ежегодно принимают участие в международных
детско-юношеских проектах. Со своей стороны МЧС России в 2016 году провело в Ленинградской области III Международные соревнования «Школа безопасности».

Активно внедряется в практику повышение интереса детей к вопросам безопасности. В 2016 году МЧС России совместно с Минобрнауки России проведено 3 Всероссийских открытых урока по основам безопасности жизнедеятельности. В каждом из них приняло участие свыше 10 млн. обучающихся из более чем 37 тыс. образовательных организаций. Для обеспечения проведения каждого открытого урока было привлечено более 35 тыс. специалистов МЧС России.

Также МЧС России совместно с другими органами государственной власти проводилась активная работа, направленная на устранение системных упущений в обеспечении безопасности детского отдыха, установленных в ходе анализа причин трагедии на Сямозере (Республика Карелия).

В субъекты Российской Федерации направлены соответствующие Методические рекомендации по осуществлению данной деятельности, а также Методика оценки безопасности детских оздоровительных учреждений.

Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности мест отдыха детей находится на постоянном контроле.

МВД России также принимались необходимые меры по обеспечению безопасности детей в период летней оздоровительной кампании.

В 2016 году, как и в предыдущие годы, разработан и утвержден приказ МВД России от 24 марта 2016 г. № 132 «О мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период летнего курортного сезона 2016 года», в соответствии с которым приняты организационные и практические меры, предусматривающие приоритетную реализацию мероприятий, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних и обеспечение их защиты от преступных посягательств в период летнего курортного сезона.

К проведению мероприятий в рамках детской летней оздоровительной кампании 2016 года было привлечено 59,1 тыс. сотрудников полиции (2015 г. – 58,7 тыс.; 2014 г. – 62,7 тыс.).

Особое внимание уделялось обеспечению безопасности групп детей на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также организации обязательного сопровождения поездов усиленными нарядами полиции.

В летний период 2016 года МВД России, как и в предыдущие годы, осуществлялись ежедневный учет убытия, прибытия и следования организованных групп детей в курортные зоны Крыма, Черноморского побережья Кавказа, Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, Приморского края, контроль за реализацией мер, направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних при перевозках автомобильным транспортом, мониторинг происшествий, связанных с детской оздоровительной кампанией.

К местам проведения оздоровительного отдыха железнодорожным транспортом было перевезено более 689,4 тыс. несовершеннолетних, следующих в составе организованных групп (2015 г. – 544,1 тыс.; 2014 г. – 802,5 тыс.), авиационным транспортом – 158,6 тыс. несовершеннолетних, следующих в составе организованных групп (2015 г. – 162 тыс.; 2014 г. – 147,3 тыс.). Сотрудниками полиции отработано и сопровождено 8,9 тыс. поездов дальнего следования (2015 г. – 5,5 тыс.; 2014 г. – 3,6 тыс.). В обеспечении общественного порядка при сопровождении детских организованных групп задействовано 9,2 тыс. сотрудников полиции (2015 г. – 7,1 тыс.; 2014 г. – 6,7 тыс.).

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и приказа МВД России от 31 августа 2007 г. № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции» ГИБДД МВД России в летний период 2016 года осуществлено сопровождение 10,3 тыс. организованных автомобильных колонн с детьми (2015 г. – 9,7 тыс.; 2014 г. – 12,8 тыс.).

Сотрудниками полиции проверено 56,1 тыс. транспортных средств, привлекаемых к перевозке детей (2015 г. – 48,8 тыс.; 2014 г. – 54,1 тыс.), 531 (0,9%) из которых признано технически неисправным и не допущено к дальнейшей эксплуатации (2015 г. – 2,9%; 2014 г. – 4,4%), в том числе 316 не соответствовало техническим требованиям по конструкции и оборудованию (2015 г. – 1,2 тыс.; 2014 г. – 2 тыс.). Из 55,5 тыс. проверенных водителей 30 (0,1%) не прошли квалификационный отбор к управлению транспортными средствами для перевозки детей (2015 г. – 138; 2014 г. – 63).

По результатам более 15,3 тыс. проверок улично-дорожной сети в местах расположения санаторно-курортных учреждений и на маршрутах перевозок детей (2015 г. – 14,4 тыс.; 2014 г. – 19,3 тыс.) выдано свыше 14 тыс. предписаний для устранения выявленных недостатков (2015 г. – 12 тыс.; 2014 г. – 13 тыс.). По выданным предписаниям 12 тыс. недостатков (84,3%) было устранено (2015 г. – 83,9%; 2014 г. – 86,2%).

В период летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях (далее – ДОЛ) сотрудниками ГИБДД территориальных органов МВД России проведены мероприятия по закреплению у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в том числе конкурсы, викторины, соревнования по знанию Правил дорожного движения, а также семинары, совещания с руководителями образовательных организаций, работниками ДОЛ.

В целях обеспечения безопасности пребывания детей сотрудниками полиции осуществлены проверки антитеррористической защищенности ДОЛ.

По сведениям территориальных органов МВД России, 68,8% (1,8 тыс.) загородных ДОЛ оборудованы системами видеонаблюдения (2015 г. – 55,9%; 2014 г. – 29,9%), 57,9% (1,5 тыс.) – кнопками экстренного вызова (2015 г. – 48,4%; 2014 г. – 29,9%).

В период подготовки и проведения детской летней оздоровительной кампании 2016 года по оперативно-справочным учетам на предмет наличия судимости, в том числе за совершение тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, проверено свыше 225,1 тыс. кандидатов для работы в детских оздоровительных учреждениях (2015 г. – 242,9 тыс.; 2014 г. – 213,1 тыс.), 417 из которых не допущены к работе (2015 г. – 506; 2014 г. – 506).

Несмотря на принимаемые меры, в летний период 2016 года в местах организованного пребывания несовершеннолетних был отмечен ряд чрезвычайных происшествий:

- зарегистрировано 104 преступления, совершенных подростками и в отношении них (2015 г. – 94; 2014 г. – 119);

- 52 правонарушения, совершенных подростками и в отношении них (2015 г. – 83; 2014 г. – 87).

Сотрудниками полиции к административной ответственности привлечено 35 должностных лиц, ответственных за организацию отдыха несовершеннолетних и их безопасность (2015 г. – 36; 2014 г. – 52), к уголовной ответственности – 4 (2015 г. – 1; 2014 г. – 0).

В целях недопущения правонарушений с участием несовершеннолетних в местах организованного отдыха сотрудниками полиции проведено 113,9 тыс. лекций и бесед правоохранительной направленности (2015 г. – 107,9 тыс.;
2014 г. – 109,3 тыс.).

По инициативе территориальных органов МВД России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на постоянной основе проводилась работа по организации летнего отдыха несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, для предупреждения совершения ими и в отношении них преступлений и иных правонарушений.

В целях профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации ежегодно проводятся профильные смены для подростков «группы риска». В 2016 году в 32 субъектах Российской Федерации было организовано 106 профильных смен, в которых приняли участие 3,6 тыс. несовершеннолетних.

Обеспечение органами внутренних дел Российской Федерации охраны общественного порядка в период летней оздоровительной кампании освещалось в СМИ.

В целях совершенствования правового регулирования отдыха и оздоровления детей принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей», устанавливающий полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере отдыха и оздоровления детей и уточняющий полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в данной сфере.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: