Классическая немецкая философия

Немецкая классическая – философия рационализма. Суть – вера в разум, в разумность бытия, в возможность его рационального познания и обустройства. Разум – критерий истины, все должно быть подвергнуто оценке разума.

КАНТ: Выделяют два периода: Докритический – проблемы естествознания, выдвигает две научные гипотезы: 1-естественное возникновение солнечной системы; 2-замедление вращения земли благодаря приливам, доказывал, что вселенная не творение Божие, а продукт длительного естественного развития; Критический – цель-исследовать познавательные способности и возможности человека. Абсолютизирует познавательные способности человека. Теория познания: ощущение-рассусдок-разум. Ощущение-априорные формы чувственного познания – пространство и время; рассудок-априорные формы-категории, понятия; разум-априорные-идеи, цель разума – получить единое знание. Агностицизм – философия познания

ФИХТЕ: выбирает свободу и самостоятельность, познающий субъект – свободно и активно творит окружающий мир, источник знания – интеллектуальная интуиция, основная проблема – проблема свободы

ШЕЛЛИНГ: тринсцендентальный идеализм, 2 объекта-природа и интеллигенция, основа мира – Абсолютный разум или чистое самосознание.

ГЕГЕЛЬ:классический рационализм, проблема – проблема соотношения бытия и мышления, созннаие невозможно вывести из материи, в основе мира – абсолютная идея в её развитии три этапа: 1-логика, 2-философия природы, 3-философия духа

ФЕЙЕРБАХ: антропологический материализм. Человек-центральный пункт, отличительные признаки человека – разум, воля, сердце; обязанности человека-сделать счастливым самого себя, центральное понятие – любовь, человек создал Бога по своему подобию.

 

Философия марксизма.

2 этапа: 1-переход Маркса и Энгельса с позиции идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма; 2-разработка основных положений нового философского мировоззрения. Отличие – ориентация на практическое революционное преобразование мира, задача – беспощадная критика всего существующего. Маркс обращал внимание на осуществление свободы; центральное место – теория отчуждения. Согласно Марксу – человек-человек производящий. На основе материалистического понимания истории Маркс и Энгельс сформулировали учение об идеологии. Фундаментальный принцип – принцип практики, причем понятие практики противостоит понятию опыт(пассивный процесс). Практика – всегда общественный характер, невозможна вне общения и совместнойдеят-ти людей. Для Маркса смысл создания гуманного общества как вершины человеческой цивилизации заключался во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условие свободного развития всех.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: