При неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии
ЗАДАЧА № 1
В экстремальной ситуации (в поезде) женщина родила живого ребенка. При родах присутствовала медицинская сестра. Послед самостоятельно отделился и родился. Кровопотеря составила приблизительно 250-300 мл. Женщина жалуется на усталость, волнуется за своего ребенка.
Объективно: кожные покровы розовые, пульс 74 уд. в мин. На подкладной пеленке обильные кровянистые выделения алого цвета. При осмотре последа дефектов не выявлено.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние родильницы.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику наружного массажа матки.
Эталоны ответов
1. В экстремальной ситуации у беременной произошли преждевременные роды.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
а). роды произошли вне стационара;
б). ранний послеродовый период;
в). кровянистые выделения из половых путей.
2. Алгоритм действий медсестры
|
|
а). Сообщить бригадиру железнодорожного состава о необходимости вызова по рации бригады скорой помощи к ближайшей станции, с целью экстренной транспортировки в родильный дом.
б). Успокоить родильницу, придать удобное положение, убрать послед, пеленки, по возможности обтереть грязные участки тела, укрыть одеялом, с целью создания благоприятной обстановки.
в). Периодически производить наружный массаж матки, наблюдать за выделениями из половых путей, с целью предотвращения кровотечения.
г). Положить на низ живота груз, при возможности холод, с целью профилактики кровотечения.
д). Наблюдать за состоянием беременной, периодически определять пульс, с целью контроля состояния.
3.Студент демонстрирует на муляже технику наружного массажа матки. Пальпаторно определяет дно матки и кистью правой руки совершает круговые движения, массируя матку. При этом студент должен наблюдать за выделениями из половых путей.
ЗАДАЧА № 2
В приемный покой гинекологического отделения доставили женщину с предварительным диагнозом: остро прервавшаяся внематочная беременность.
Жалуется на головокружение, слабость, потемнение в глазах, боли внизу живота.
Внезапные острые боли внизу живота появились в момент обследования в женской консультации, по поводу задержки менструации.
Объективно: состояние тяжелое, лицо бледное, холодный пот, АД - 80/50 мм рт. ст., пульс100 уд/мин.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациентки.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Подготовьте набор инструментов для проведения пункции заднего свода влагалища.
|
|
Эталоны ответов
1. В результате остро прервавшейся внематочной беременности у женщины возникло внутреннее кровотечение.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
а). имеется головокружение, слабость, потемнение в глазах;
б). АД - 80/50 мм рт.ст., пульс 100 уд/мин.;
в). имеется бледность лица, холодный пот.
2. Алгоритм действий медсестры:
а). вызвать дежурного врача по телефону для подтверждения диагноза и оказания неотложной помощи;
б). придать больной горизонтальное положение, опустить головной конец, с целью предупреждения гипоксии мозга;
в). положить на низ живота пузырь со льдом, с целью уменьшения кровотечения;
г). определить АД и пульс, наблюдать за состоянием женщины до прихода врача, с целью контроля состояния.
3. Студент демонстрирует подготовку набора инструментов для пункции заднего свода влагалища: ватные шарики, перчатки, флакон с 70% спиртом, пинцет, ложкообразное зеркало, пулевые щипцы, шприц, длинная игла.
ЗАДАЧА № 3
К цеховой медицинской сестре обратилась женщина с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, мажущие кровянистые выделения.
Анамнез: состоит на учете в женской консультации по поводу беременности. Срок беременности 12 недель.
Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы розовые, АД 120/80 мм рт.ст. Пульс 72 удара в мин. Живот участвует в акте дыхания, мягкий, при пальпации безболезненный.
Задания
1.Определите и обоснуйте состояние беременной.
2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3.Составьте тезисы беседы с беременной о влиянии вредных факторов на плод.
Эталоны ответов
1. Женщине угрожает прерывание беременности.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
- схваткообразные боли внизу живота;
- мажущие кровянистые выделения.
2. Алгоритм действий медсестры:
- вызвать скорую помощь, с целью необходимости экстренной транспортировки в гинекологический стационар;
- уложить беременную на кушетку, с целью создания физического покоя;
- периодически определять пульс, АД, наблюдать за женщиной до прибытия врача, с целью контроля состояния.
4. Студент демонстрирует способность общения с беременными, грамотно и доступно объясняет влияния вредных факторов (наркотики, алкоголь, курение, лекарственные средства) на плод.
ЗАДАЧА № 4
Пациентка 40 лет доставлена машиной скорой помощи в приемный покой гинекологического отделения с предварительным диагнозом: острый живот, перекрут ножки кисты.
Больную беспокоят резкие, нарастающие боли в животе, которые иррадиируют в паховую область и бедро, тошнота и рвота.
Объективно: положение больной вынужденное, состояние средней тяжести, лицо бледное, АД 110/70 мм рт. ст., пульс 90 уд/мин, ритмичный. Живот вздут, напряжен, резко болезнен при пальпации.
Задания
1.Определите и обоснуйте состояние пациентки.
2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3.Продемонстрируйте технику влагалищного спринцевания.
Эталоны ответов
1. В результате перекрута ножки кисты у пациентки развился острый живот.
Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:
- резкие, нарастающие боли в животе с иррадиацией в паховую область и бедро;
- тошнота, рвота;
- вынужденное положение больной;
- резкая болезненность при пальпации живота.
2. Алгоритм действий медсестры:
- вызвать врача по телефону, с целью определения дальнейшей тактики при обследовании и лечении пациентки;
- уложить больную на кушетку, для придания удобного положения;
- измерить АД, подсчитать пульс, измерить температуру тела, для контроля за состоянием пациентки;
|
|
- провести беседу с пациенткой, с целью убеждения ее в благополучном исходе заболевания и создания благоприятного психологического климата;
- наблюдать за пациенткой до прибытия врача, с целью контроля состояния больной.
3. Студент демонстрирует на фантоме технику влагалищного спринцевания: одевает перчатки, готовит кружку Эсмарха с раствором (перманганата калия, отвара ромашки, фурацилина) в количестве 1-1,5 литра. Левой рукой разводит большие и малые половые губы, правой рукой вводит наконечник по задней стенке во влагалище на глубину 5-6см, открывает кран. После окончания процедуры вынимает наконечник.