Диагностики речевого развития дошкольников на произносительном уровне

Диагностика разных аспектов речевой деятельности необходима для правильной и четкой организации работы по развитию речи в детском саду, ее планирования и в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригирования занятий в группе. Выборочное обследование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отельных методических приемов.

Речь – сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их формирование и развитие, регулирует поведение человека, формирует его личность. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.

В настоящее время наиболее разработанными являются три варианта методики диагностики развития речи детей: 1) В.И. Яшиной, 2) О.С. Ушаковой и ее сотрудников 3) А.Г. Арушановой и Т.И. Юртайкиной,

1) В.И. Яшиной разработаны методики изучения уровня речевой коммуникации, изучения уровня связной речи детей, словаря, грамматической стороны речи, звуковой стороны речи. Автором разработаны критерии оценки речевых умений детей, в соответствии с которыми определяется уровень овладения каждым из показателей. Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли. Автором разработаны критерии оценки коммуникативных умений детей.

Изучение грамматической стороны речи в методике В.И. Яшиной осуществляется путем выявления уровня овладения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений (например, образование названий детенышей животных в форме множественного числа именительного и родительного падежей: у лисы – лисята, у лисы много лисят). Результаты выполнения заданий фиксируются и анализируются. Подсчитывается их суммарная оценка. Для выявления особенностей звукопроизношения детей используется стандартная методика в которой применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Речь детей оценивается по трехбалльной системе

2) О.С. Ушаковой и ее сотрудниками (школа Ф.А. Сохина) разработаны материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эти методики выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умений при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). Выполнение предлагаемых авторами заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Обследование проводится хорошо знакомым взрослым. Беседа не должна превышать 15 мин. В процессе обследования ведется протокол. Задания предлагаются детям в интересной, интонационно выразительной форме. Лучше предлагать задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек, картинок или предметов, особенно в процессе обследования уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не следует показывать ребенку, что он не справился, а просто дать самому ответ, но в протоколе отметить невыполнение. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). После каждого задания приводятся примерные (возможные) ответы детей в последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ. Например, задание для обследования словаря детей среднего дошкольного возраста: «Какие игрушки ты знаешь?». Примерные ответы детей: 1) ребенок называет более четырех игрушек; 2) называет более двух; 3) говорит одно слово. За правильный ответ, данный ребенком самостоятельно, ставится 3 балла, за частично правильный – 2 балла; за неточный – 1 балл. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень речевого развития. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

3) А.Г. Арушанова и Т.М. Юртайкина также относятся к школе Ф.А. Сохина. Но их методика отличается от предыдущей. Авторами разработана такая система проверочных заданий для детей младшего и старшего дошкольного возраста, в которой, с одной стороны, коммуникативная игровая ситуация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей, а, с дугой стороны, выявляет скрытые резервы речевого развития.

Так, для детей младшего возраста сценарий общения включает следующие эпизоды: знакомство, ознакомление с игрушками и игровые действия с ними, разговор о любимых сказках, рассматривание понравившейся иллюстрации. На фоне этих ситуаций создаются условиях для диалогического высказывания ребенка о предметах, находящихся в поле зрения и вне его, для развертывания элементарных форм диалога, монолога (пересказ, рассказывание из личного опыта, по картинкам). Включаются вопросы, позволяющие обследовать состояние словаря. Обследование не превышает по времени 20-25 мин. В процессе рассматривания иллюстраций создаются проблемные ситуации, позволяющие выявить зачатки словотворчества и словообразования. Одновременно фиксируются особенности звукопроизношения.

Методика обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста стоится по такому же принципу, т.е. на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком. Сценарий общения разворачивается вокруг приключений сказочных героев – зайчика и снеговика. Обследование не превышает 30-35 мин. Дети сразу включаются в игру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: