Особенности политической культуры Российской Федерации

Особенности ПК (фрагментарна и поликультурна) обусловлены геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, малой полит. ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Оказало влияние: уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации. Тенденция поиска харизматического лидера, недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Явная непопулярность контроля за властями сочетается у людей со слабым уважением законов государства. ПК влияет на характер полит. режима и зависит от поведения людей, формируя у них определенные поведенческие стереотипы (Д. Пол). Неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан поддерживает в полит. культуре российского общества глубокий внутренний раскол. В России существуют все типы ПК и ее субкультуры: харизматическая, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам полит. протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности полит. устройства России, совместить ее культурное многообразие с полит. единством, обеспечить внутреннюю целостность Г и общества. России необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и полит. пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими.

50.Монархия как форма правления.Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Выделяют 2 вида монархий: Абсолютная - монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие, сам издает законы, назначает правительство. Особую разновидность абсолютной м. представляет теократическая м. – при, которой власть принадлежит церковной иерархии. В настоящее время пример Ватикан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Конституционная - власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентские. Дуалистическая (Марокко, Иордания, Кувейт) - монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной; за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента - исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. Существовала в Российской Империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г. Парламентская (Великобритания, Голландия, Дания, Испания) - здесь монарх, хотя и счита­ется главой государства, но фактически обладает представитель­скими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым прак­тически не пользуется; имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”, правительство формируется парламентом из представителей партии большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено. В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии. В ряде арабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н. "клановая", когда наследника избирает правящая семья через семейный совет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: