Изменения во внешнеполитической ориентации Болгарии в 1990-е гг

Вначале 1990-х гг. в Болгарии происходила смена общественно-политической системы. Со сменой системы изменилась и внешнеполитическая ориентация Болгарии. Она взяла курс на интеграцию с западноевропейскими экономическими и политическими структурами[1].

Президент Республики Болгария Ж. Желев, во время выступления в 1990 году на очередном собрании ООН, заявил, что Болгария отрицает доктрину ограниченного суверенитета (доктрина Брежнева) и начинает проводить независимую самостоятельную внешнюю политику. Главным направлением внешней экономики Болгарии стало включение страны в Евроатлантические и европейские политические, военный и особенно экономические структуры. Таковыми структурами были Организация Североатлантического договора и Европейский союз. Такой выбор был обусловлен роспуском в 1991 году СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) Организации Варшавского договора, распадом Советского Союза. В сложившихся геополитических условиях правительство Болгарии стремилось обрести новых партнеров и союзников в целях обеспечения национальной безопасности, а также занять достойное место в европейском пространстве[2].

Следует отметить, внешний сектор стран юго-восточной Европы также отмечен высокой неустойчи­востью. Во всех странах наблюдается крайне нестабильный уровень внешней торговли, объем импорта в некоторых странах юго-восточной Европы в 2, 3, даже 4 раза превосходил объем экспорта[3].

Болгария относится к числу стран региона, где процесс системной трансформации проходил медленнее и с большими сложностями, в особенности в 1990-е годы. Это было обусловлено не только рядом исходных факторов, но и просчетами в экономической политике, которые сказались на темпах коренных преобразований в обществе, демократизации и перехода к рыночной экономике[4].

Чтобы реализовать свое стремление занять достойное место в европейском пространстве, требовались не только политические заявления и декларации. Помимо этого необходимым являлось осуществление комплекса подготовительных мер и промежуточных шагов, чтобы соответствовать критериям, которые предъявляло НАТО (NorthAtlanticTreatyOrganization) и Европейский союз. В частности требовалось обеспечение верховентсва закона, соблюдение норм и прав человека, включая национальные меньшинства, главное наличие жизнеспособной рыночной экономики. Поскольку Болгария уступала по данному ряду критериев другим странам бывшего Варшавского договора, то она не была в числе первых на вступление в Европейский союз[5].

Реформирование экономики началось в условиях высокой инфляции, значительного дефицита госбюджета и увеличения объемов внешнего долга, на обслуживание которого был введен мораторий. В рамках политики макроэкономической стабилизации основной упор было решено сделать на использовании монетарных инструментов. Быстрые и масштабные преобразования, в первую очередь либерализация хозяйственной деятельности, происходили при отсутствии необходимой институционально-правовой основы и в условиях низкого уровня развития финансовой системы[6].

Реформы кредитно-денежной сферы в 1990-е годы имели важное значениедля становления рыночной экономики в Болгарии. В условиях производственного кризиса, инфляционного давления и дефицита финансов меры стабилизации включали использование монетарных инструментов сужения потребительского и инвестиционного спроса. В частности, проведенадерегуляция цен, курс лева стал свободно плавающим, а на рост доходов населения были введены ограничения. Однако эти меры не привели к устойчивому макроэкономическому равновесию. Медленное системное реформирование сдерживало появление функционирующих субъектов рынка и адекватной институционально-правовой базы. В этих условиях произошло необоснованное ограничение роли государственного регулирования. В 1996–1997 гг. в экономике страны произошла резкая дестабилизация, вылившаяся в кризис банковской и финансовой системы. Отсутствие должного надзора за лицензированием банковской деятельности привело к возникновению чрезмерного количества мелких государственных банков. В конце 1996 г. в госбанках было сосредоточено 83% активов банковской системы, в то время как частным болгарским банкам принадлежало 14%, а иностранным – 3% активов. Снижение уровня концентрации банковского капитала, рост плохих кредитов, недостаточный контроль над деятельностью банков и их декапитализация привели к банкротству трети банков. В результате методы управления монетарной системой были изменены: под руководством МВФ был разработан и в середине 1997 г. введен новый режим кредитно-денеж- ной политики – валютный совет. Свободно плавающий курс лева стал фиксированным, привязанным к немецкой марке (в 1999 г. – к евро)[7].

Включение Болгарии в Европейские организации проходило ассоциирование в различные региональные и специализированные организации, а также путем заключения многосторонних и двухсторонних переговоров. Так в 1990 году Болгария получила статус приглашенной в Парламентскую ассамблею Совета Европы, а уже в мае 1992 года становится полноправным членом Совета Европы.Тогда же Болгария была подключена к программе ФАРЕ и начала получать ежегодную безвозмездную помощь от Евросоюза на поддержку реформ и для подготовки страны к полноправному членству.Помимо этого Болгария была в числе стран, которые подписали в 1992 году декларацию о создании Черноморской экономической зоны. Июль 1998 года ознаменовался для Болгарии принятием в Центрально-европейский договор о свободной торговле (ЦЕФТА)[8].

В соответствии с нормами международных торгово-экономических организаций была отменена монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, введена внутренняя конвертируемость болгарского лева, определены условия функционирования иностранных инвесторов на территории страны. Тем не менее, открытость болгарской экономики в начальный период реформ снизилась, объемы внешнеторгового оборота уменьшились, географическая и товарная структура экспорта и импорта подверглись серьезным изменениям. Данные тенденции было напрямую связаны с прекращением существования СЭВ, а также коренным пересмотром отношений с Россией и решительной переориентацией Болгарии, значительно вовлеченной прежде в процесс социалистической интеграции, на евроатлантические политические и экономические группировки.

Трансформация в рамках процесса евро интеграции рассматривалась в Болгарии как единственная возможность приблизиться к европейскому уровню экономического и социального развития. Катализатором системных преобразований являлась подготовка к полноправному членству в ЕС.

В феврале 1995 года Болгария стала ассоциированным членом Европейского союза, а вдекабре того же года подала заявление о полноправном членстве в Европейский союз[9].

После вступления в силу в 1995 г. Соглашения об ассоциации с ЕС стали быстро расти объемы внешней торговли Болгарии, что сопровождалось увеличением отрицательного сальдо торгового баланса. Произошла переориентация товарооборота на страны Евросоюза (их доля выросла с 30 до 61 47% за 10 лет), в особенности экспорта, свыше половины, которого направлялось в ЕС. Сформировалась новая товарная структура экспортных и импортных поставок.

Однако,поскольку в 1997 г. Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточно подготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступить только к их подготовке[10].

Период трансформации в период с 1990-1997 год характеризовался глубоким и затяжным спадом в экономике страны. Объем ВВП в 1997 г. был на более, чем на четверть меньше, чем в 1990 г[11].

В декабре 1999 года республика Болгария получила приглашение вступить в переговоры о присоединении к Евросоюзу. Несмотря на то что путь от начала переговоров до их успешного завершения являлся весьма сложным и длительным, в 2007 году Болгария стала членом Евросоюза.

В феврале 1994 года Болгария присоединилась к натовской программе «Партнерство раде мира», а в феврале 1997 года правительство страны высказало желание о членстве в НАТО.В мае 1997 г. Народное собрание приняло декларацию о национальном согласии, согласно которой присоединение страны к НАТО определялось в качестве основного национального приоритета. Демонстрация позиции Болгарии, о вступлении в НАТО, была подтверждена во время кризиса в Косово в 1999 году. В мае того же года была предоставлена часть воздушного пространства страны для действий авиации НАТО против Югославии. Уже в июне было дано согласие на использование войсками НАТО сухопутного коридора на территории Болгарии, хоть он и не понадобился ввиду прекращения боевых действий. Такая демонстрация, несомненно, усиливало доверия североатлантического альянса НАТО к Болгарии. Стоит отметить, что даже сторонник антинатовской позиции БСП (Болгарская социалистическая партия) отказалась от своей позиции в отношении североатлантического альянса. Получив в 2002 году приглашение о вступлении в НАТО, два года спустя (в 2004 году) Болгария становится членом Североатлантического альянса[12].

В заключении необходимо отметить, что с конца 1990-х годов в Болгарии наблюдается повышение макроэкономической стабильности, что в свою очередь способствовало оживлению экономики, которая с начала 2000-х годов устойчиво продолжала расти.

На рубеже 1997-1998 гг. в соответствии завершения срока действия Ямбургского соглашения, который был заключен еще в советское время, встал вопрос о заключении нового контракта. Переговоры проходили очень сложно. София старалась добиться повышения тарифов на транзит и снижения цены на поставляемый ей газ. Газпром, в свою очередь отказался от такого предложение. В это же время были инициированы переговоры России с Турцией о прокладке газопровода через Черное море.

Одновременно с контрактами в Софии был подписан меморандум, в котором оговаривались условия развития транзитной газопроводной сети. Болгарская сторона заявила, что гарантирует строительство и расширение мощностей для транспортировки природного газа через Турцию, Грецию, Сербию и Македонию, а также об увеличении мощности транзитной системы через свою территорию до 30 млрд. кубических метров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: