Семинарские занятия
Семинар №1. Татарская народная педагогика – 2 ч.
План.
1) Татарское устное народное творчество.
2) Народные праздники татар.
3) Декоративно-прикладное искусство.
4) Изобразительное искусство.
5) Традиции архитектуры мечетей.
6) Татарская музыка.
7) Мусульманские праздники.
Рекомендуемая литература.
1) Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. – Казань, 2001.
2) Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. – Казань, 1975.
3) Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. – Казань, 1976.
4) Историческая этнография татарского народа. – Казань, 1990.
5) Нигметзянов М. Татарские народные песни. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984.
6) Сафина Ф. Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX веков). Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Фән, 1996.
7) Сперанская Л. Л. Костюм казанских татар. – Казань: Татарское книжное издательство, 1972.
8) Балалар фольклоры һәм җырлы-сүзле йөз төрле уен (җыеп төзүче һәм аңлатма мәкаләләр бирүче Н. Исәнбәт) — Казан: Татар китап нәшрияты, 1984.
9) Татар халкының җырлы-биюле уеннары. (Төзүчесе И. Надиров) — Казан: Татар китап нәшрияты, 1964.
10) Нигматов З. Г. Традиции семейного воспитания. //Народное образование. — 1986. — №1. — С. 82-83.
11) Культура народов Татарстана /Автор-сост. Л.А.Харисова. Казань, 2005.-367с.
Учебно-исследовательские задания.
1. Изучить учебно-методическое пособие Бабыниной Т. Ф.,,Традиции национальных культур” – Казань, 2004 и составить аннотацию.
2. Представить в виде таблицы классификацию народных игр по книге: Татар халык иҗаты. Балалар фольклоры. — Казан: Татар китап нәшрияты, 1993. — 17-19б.
3. Собирать наглядный материал по народному творчеству татар: образцы народных орнаментов, узоров, национальной одежды, обуви, украшений, предметов быта и так далее.
4. Выписать и знать пословицы и поговорки о матери, о Родине, о труде, о гостеприимстве, о дружбе, об учебе, о книге, о вежливости и так далее.
5. Поговорить с родителями и бабушками (дедушками) о том, в какие народные игры они играли в детстве, и записать их.
6. Прочитать и кратко законспектировать учебное пособие Харисова Ф. Ф.,,Сабантуй. Методические рекомендации по приобщению дошкольников к ценностям и традициям национальной культуры”. – Казань: Заря, 1997.
Семинар №2. Русская народная педагогика – 2 ч.
План.
1) Русское устное народное творчество.
2) Народные праздники древних славян.
3) Русская народная игрушка. Использование ее в воспитании детей.
4) Русская национальная кухня: традиции и обычаи.
5) Особенности национальной одежды и обуви.
6) Архитектура православного храма.
7) Православные праздники.
Рекомендуемая литература.
1) Забылин М. Русский народ. – М., 1997.
2) Касьянова К. О русской национальной культуре. – М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
3) Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада. /Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1996.
4) Панкеев И. А. Русские народные игры. – М.: Яуза, 1998.
5) Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998.
6) Детские народные подвижные игры. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1995.
7) Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Научный рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Владос, 2001.
8) Тихонова М. В., Спирнова К.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Санкт-Петербург, 2000.
9) Кудрявцева Т. Предание старины глубокой. //Наука и школа. – 1998. - №5-6.
10) Культура народов Татарстана /Автор-сост. Л.А.Харисова. Казань, 2005.-367с.
Учебно-исследовательские задания.
1. Изучить учебно-методическое пособие Богомоловой М. И.,,Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе”. – Набережные Челны, 1995 и определить значение устного народного творчества в воспитании детей.
2. Составить аннотацию на учебное пособие Батуриной Г. И., Кузиной Г. Ф.,,Народная педагогика в воспитании дошкольников” – М.: АПО, 1995.
3. Познакомиться с методическим пособием для педагогов дошкольных образовательных учреждений,,Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников”. /Автор-составитель Куприна К. С. и другие. – М., 2001 и ответить на вопросы:
а) Какие методические приемы использованы в приобщении детей к русскому народному творчеству?
б) Как реализуются задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста с помощью календарно-обрядовых праздников?
4. Познакомиться со статьей Кузнецовой на тему,,Из истории русской и татарской культуры” в журнале,,Наука и школа” – 1998. - №3. – С.24 и подумать над вопросами:
а) В чем сходство и различия русской и татарской культуры?
б) Что является источником культуры того или иного народа?
5. Законспектировать следующие статьи:
· Куцакова Л. Русские мотивы в поделках детей. //Дошкольное воспитание. – 1987. - №8. – С. 54-55.
· Павлова Л. Роль фольклора для маленьких. //Дошкольное воспитание. – 1990. - №4-7, 10-12. – 1991. - №2, 4, 6, 7.
· Салова Г. Дорожить русской культурой. //Дошкольное воспитание. – 1990. - №5. – С. 44-47.