Статьи философского и эстетического содержания

 

 

ТВОРЕНИЕ И ВОССОЗДАВАНИЕ

 

"Мы познаем только то, что сами же

творим.".

Аристотель и Кант*

 

Тварить мы не можем, а воссоздавать сотворенное не нами, но разрушенное нами или разрушившееся по нашему неведению или по нашей вине - мы должны, иначе мы не будем подобием Творца, и все со- зданное должно погибнуть, разрушиться.

Но воссоздавать мы можем лишь в совокупности (в совокупности всех живущих и всех сил и способностей, им присущих).Иначе - для чего же даны разум, чувство и воля? Разум без воли будет безжалостным созерцанием разрушения; чувство без разума (без знания) будет бесплодною жалостью к разрушающемуся и погибшему; воля без чувства будет злая воля, а без разума она будет волею слепою и бессильною.

Все должны быть познающими, и все должно быть предметом знания, но так, чтобы знание не отделялось от дела, ибо без последнего не может быть и первого. Тогда совокупность (целостность) познающих разумных существ, относясь к полноте познаваемого, неразумного, бу-

дет воссоздавать его, управлять им. Таким образом мир, или природа, придет к самосознанию и самоуправлению через объединившиеся в общей цели и в общем деле существа, ныне в розни и бездействии находящиеся.

 

 

В ЧЁМ СВОБОДА?

 

Свобода без власти над природою тоже са-

мое, что освобождение крестьян без земли.

 

Название "философского века", данное XVIII веку, в общем – верно, ибо философия есть принадлежность несовершеннолетия, занятие мнимое, без реального дела. Фило-

 

 

К оглавлению

==230

 

софия есть мысль горожан, веривших в свободу, но не заметивших господства и гнета природы над собою. Крестьяне, более разумные, чем горожане, не понимают свободы без земли, да и имея землю не считают себя свободными, а называют хлеб "даром Божиим". Горожане же не понимают, что без власти над слепою силою природы нельзя назы-

вать себя просвещенными и уже совсем нелепо звать себя свободными. Раб слепой силы величает себя свободным! Лиссабонское землетрясение ничему не научило тупой XVIII век, хотя землетрясение есть бич именно на города, или, по крайней мере, гораздо более на города, чем на се-

ления. Голод также не считается городами за бедствие; а нынешний год, год "великих трусов" (1902-й) в Старом и Новом Свете, показал, что со времен XVIII века и мы, похваляющиеся своим прогрессом, так же еще ничему в данном отношении не научились.

Проповедывать рабам слепой силы свободу от разумных существ, обрекать людей на терпимость и рознь, на обоготворение пороков и нелепостей, - вот в чем заключается совершеннолетие для нашего времени!.. Ужели в этом - цель жизни?..

Конечная цель жизни существ разумных в том, чтобы сделаться начальною причиною самих себя и этим уподобиться первоначальной причине, Божественной Первопричине.

Мы переживаем критическое, роковое время: нам надо решать вопрос о свободе! Неужели мы поймем свободу в смысле ограничения власти, той власти, которая должна бы объединять всех в борьбе со слепою силою природы? Ужели не поймем, что свобода без власти над природою и без управления ею - то же, что освобождение крестьян без земли?..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: