Порабощение Творца творению в новейшем протестантизме 1

 

"Бог, по понятиям левых гегелианцев и критиков тюбингенской школы, есть объект, в коем человек находит удовлетворение и успокоение от внутренне ощущаемой им борьбы между сознаваемым превосходством над внешней природой и зависимостью от нее же. Бог, другими словами, есть такой пункт для человеческого сознания, восходя до коего человек чувствует себя свободною мыслью (?!!). С этой, чисто естественной точки зрения, чудеса суть факты простого стремления человечества возвыситься над окружающею природою и, как таковые, не имеют исторический действительности и даже просто невозможны, ибо они никак не вяжутся с ненарушимостыо законов природы, более могущественных, чем сам Бог".

Ясно и определенно сказано! Но как же это, восходя до

 

1 Керенский, На Западе. Очерки внутреннего состояния современного лютеранства. Казань, 1899.

 

==225

 

такого Бога, раба слепой силы, то есть нисходя до существа более слабого, чем природа, человек чувствует себя свободною личностью? Признать себя рабом неразумной силы, как это ни унизительно для существа разумного, все же добросовестнее и логичнее, нежели обманывать себя и других такою химерическою, такою нелепою свободою!.. И во что же превращается протестантское новое богословие, основанное на таком самообмане и противоречии?.. Ещё недавно протестантизм искал "Бога в природе" (Бунзен*); затем он отождествил Бога с природою (пантеисты) и вот, наконец, отдал Его в рабство природе. Очевидно, Бог протестантскими богословами не найден; да и способен ли его открыть протестантизм, предпочитающий в богословии, как и в философии, мнимое, мысленное и бездушное живому?

 

* * *

 

"Из земли взят - в землю отыдеши!" Это по Ветхому Завету! А по Новому: " из земли возвращен будеши".

"Из воды, из огня, из воздуха взят - и в воду, в. огонь, в воздух превратишься". Это по древнегреческим философам. А по новому, православному, греческому философу- богослову Василию Великому, так: " по гласу Сына Человеческого будешь, поглощенный, возвращен поглотившими". Сбудется же это тогда, когда поймешь, что "Познай самого (только) себя! " 1 есть голос демоса, а "Сознаю, сле-довательно, существую" есть голос того 2, кто в многолюдном городе чувствовал себя как в пустыне, и того 3, кто всю вселенную счел за свое сознание, за свое представление, после чего уже стало возможным воскликнуть " Я – Единственный 4, и все - мое достояние!", то есть окончательно отречься от единства и единедря с себе подобными и тем и себя, и всех обречь на гибель. **

 

В ОПРАВДАНИЕ...

 

... Как можно говорить о несогласимости с Евангелием такого учения, которое требует от сынов человеческих, чтобы они стали орудиями и выполнителями воли Бога, смерти не создававшего и хотящего, чтобы все в разум ис-

1 Сократ.

2 Декарт.

3 Кант.

4 Макс Штирнер, труд коего озаглавлен: "Единственный и его достояние ”.

 

==226

тины пришли? Да разве истинный разум не сила? Разве он, сила сознательная, волевая и целесообразная, слабее слепой, бессознательной, безвольной силы природы? Разве образование не должно поставить себе задачею исполнение Божественного хотения, воли Отца небесного?..

Доказывать несогласие такого требования с Евангелием, с благою вестью спасения - не значит ли доказывать нормальность того постоянного противления воле Божией, в котором мы находимся?..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: