Эмпирические методы познания
а) наблюдение – целенапр. пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств;
б) эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях;
в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта);
г) описание – фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке;
д) измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Эмпирические методы научного познания направляются определенными концептуальными идеями. В социально-гуманитарных науках (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфические методы: а) идиографический – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; б) диалог («вопросно-ответный метод»); в) понимание; г) интроспекция (самонаблюдение); д) эмпатия (чувствование) – восприятие внутреннего мира другого человека; е) тестирование; опросы и интервью; ж) проективные методы; з) биографический и автобиографический методы; и) социальный эксперимент и социальное моделирование; к) ролевые и имитационные игры.
|
|
Вопрос теоретические методы познания идеализация
Идеализация – это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий.
Например: понятия точка или материальная точка, которые применяются для обозначения объектов, не имеющих размеров; введение различных условных понятий, таких, как: идеально ровная поверхность, идеальный газ, абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, абсолютная плотность, инерциальная система отсчета и т.д. для иллюстрации научных идей; орбита электрона в атоме, чистая формула химического вещества без примесей и другие невозможные в реальности понятия, создаваемые для объяснения или формулирования научных теорий.
Идеализации целесообразны:
– когда необходимо упростить исследуемый объект или явление для построения теории;
– когда необходимо исключить из рассмотрения те свойства и связи объекта, которые не влияют на суть планируемых результатов исследования;
– когда реальная сложность объекта исследования превышает существующие научные возможности его анализа;
– когда реальная сложность объектов исследования делает невыполнимым или затрудняет их научное описание;
и т.д.
Таким образом, в теоретическом познании всегда происходит замена реального явления или объекта действительности его упрощенной моделью.
То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования.