Изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Надо его расчленить (мысленно или физически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После этого части можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, то есть такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.
Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое
Вопрос Понятие метода и методологии.
Метод - в широком смысле — «путь к чему-либо», способ социальной де- ятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:
1. система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
|
|
2. учение об этой системе, общая теория метода. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса социальной деятельности субъекта. Таким образом, метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем
Вопрос Наука, её сущность и функции
Сущность науки – познание. Наука – специализированный род деятельности по выработке знаний, основанный на собственных, научных методах и существующий в социально-организованной форме.
Науке присущ ряд деятельностей.
1) её целью является постижение истины;
2) она должна быть истинной;
3) должна быть обоснованной.
4) Функции науки: - информативная
– даёт новые знания;
- систематизирующая
– приводит в соответствие различные области науки;
- прогнозирующая
– будущее;
- объяснительная –
различными законами: 1) подведение под общий закон, 2) систематизация, 3) функциональное (познаём функцию того или иного предмета, явления), 4) логическое и историческое. Историческое – изучение какого-либо процесса во всех деталях от начала до конца. Логическое – изучение только необходимого. Генетическое – процесс возникновения и формирования данного явления. Большую роль играет коммуникация между учёными. Парадигмальность – зависимость научных исследований от научных концепций (Кун)