Структура научного познания: уровни научного исследования

Достаточно четкая фиксация уровней была осуществлена в позитивизме 30-х гг., когда анализ языка науки выявит различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов. Различие ка­сается средств исследования, методов и характер предмета исследования.

Средств исследований. Эмпириче­ское - непосредственное практическое взаимодействие исследователя с изучаемым объектом. Наблюдений и эксперимент. Включа­ют в себя приборы, приборные установки и другие средства. В теоретическом отсутствует непосредственное практическое взаимодействие. Изучается только опосредованно, в мысленном эксперименте.

В эмпирическом применяются и поня­тийные средства. Функционируют как особый язык - эмпирический язык науки. В нет взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка. Смысл эмпирических терминов - особые абстракции, как эмпирические объекты. Выделяют в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Надо отличать от объектов реальности. Реальные объекты - идеальные объектов, обладающих жест­ко фиксированным и ограниченным набором признаков. Любой такой объ­ект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реаль­ном объекте, но не наоборот.

В теоретическом познания отсутствуют средства матери­ального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. И язык отличается. Его основа - теоретические тер­мины, смысл которых -теоретические идеальные объекты, их называют идеализированные объекты, абстрактные объекты или теоретические конструкты. Это логические реконструкции действитель­ности (идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости). Идеализированные теоретические объекты наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Задача теоретического исследования — познание сущности в чистом виде.

По методам исследования. На эмпирическом уровне - реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

В теоретическом исследования методы: идеализация (метод построения идеализированого объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедук­тивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. Одна объ­ективная реальностью, но изучается в разных предметных срезах, в разных аспектах. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Сущностные связи не выделяются еще в чи­стом виде, а высвечиваются в явлениях.

На уровне теоретического познания - выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объ­ект. Задача теории - расчленив эту сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и раскрыть сущность объекта.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание спо­собно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, ко­торые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования. Эмпирическая зависимость - результат индуктивного обобщения опыта, это вероятностно-истинное зна­ние. Теоретический закон — всегда знание достоверное.

Итак, можно сказать, что предмет разный, т.е. разные срезы одной действительности. Эмпири­ческое исследование изучает явления и их корреляции; в отношениях между явлениями оно может уловить дейст­вие закона. Но в чистом виде он выявляется только в результате теоретического исследования.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличают­ся по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделе­ние и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляют собой абстракцию. В реальности эти два слоя познания всегда взаи­модействуют.

Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: