Кул-ра как фил. категория. Соотн-е кул-ры и цив-ции

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Ц ивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует че­ловека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характери­зует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии куль­туры. Возникновение социализма знаменует начало нового этана в развитии цивилизации. Ориентированный на утверждение приоритета человека, гуманистических ценностей, социализм яв­ляется отрицанием ire предшествующей цивилизации вообще, а лишь тех антагонистических форм ее существования и разви­тия, которые были до него. Поэтому можно сказать, что цели и ориентации социалистического общества имеют общечеловече­ское значение и адекватны потребностям развития современной цивилизации. Для нее плодотворны взаимосвязи и сотрудниче­ство разных подходов, включая и развивающиеся в рамках раз­ных социальных систем..Вклад каждой из них в общецивилизационные процессы может меняться на разных этапах истории

 

22. Проблема индивид. бытия: концепция Хайдеггера Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)

Основная проблема для Хайдеггера после 30-х годов – это проблема языка, взаимоотношений между бытием и языком (взаимоотношений между социальным бытием и социальным языком). «Бытие и время» (трактат раннего периода творчества – 1927 г., работа не закончена). Хайдеггер считает, что предметом философского познания выступает отнюдь не сущее как бесконечное множество существующих предметов, а бытие сущего. Бытие носит не предметный, а смысловой характер. Основной вопрос философии, по Хайдеггеру, - это вопрос о смысле бытия. Трудность заключается в том, что бытие всегда скрыто за сущим. Однако отдельный человек – это единственное сущее, которое способно улавливать смысл бытия. Другими словами: на вопрос о том, что есть бытие, человек отвечает не путём построения теорий бытия, а собственным, индивидуальным существованием => человеческое существование – это форма обнаружения и определения бытия (единственная адекватная форма).

Характеристики человеческого существования: 1. Dasein (дазайн) Официальный перевод этого термина принадлежит Бибихину: присутствие, «вот бытие». Это слово значит, что человеческое существование вообще не отделимо от переживания каждым отдельным человеком значимости своего сознательного присутствия в мире. Dasein – это место, где человек присутствует всей полнотой своего духовного существа, своей сознательной жизни; именно в этом месте может быть задан вопрос о смысле бытия. 2. экзистенция Человеческое существование понимается как экзистенция. Экзистенция трактуется как подлинное (аутентичное, моё собственное) существование. Понятие «экзистенция» указывает на уникальность каждого существования путём указания на открывающиеся только в этом существовании, только в этом месте возможности понимания. Экзистенция предполагает настроенность человека на зов бытия. 3. фундаментальнейшая характеристика человеческого бытия – временность. Приоритет переживания временности принадлежит будущему. Будущее переживается как направленность к ничто. Исходя из этого, Хайдеггер характеризует человеческое существование как «бытие к смерти», «предстояние концу». Хайдеггер описывает следующие способы человеческого существования (экзистенциалы): 1. универсальный способ – «в-мире-бытие»: человек и мир лишаются смысла, если их разорвать, они не могут существовать друг без друга. Отношение человеческого существования к миру всегда адекватно и практично. Эту практически-духовную связь человека с миром Хайдеггер называет заботой. Одновременно и вещи мира (внутримировые сущие) обретают смысл => и бытие только в отношении к человеческой деятельности. 2. дасман (Das Man) – люди, т.е. неопределённый субъект. Под этой сферой понимается сфера общественных отношений, где человек действует в качестве представителя безликой массы. Эта сфера есть особый субъект. Эта сфера лишает человека ответственности за его поступки, «его мира» (его собственного мира). В этой сфере человеческое существование не подлинно, не аутентично. 3. ужас Отличие ужаса от страха: страх имеет понятный земной предмет, причину. Ужас – это непонятный, навязчивый, беспредметный страх. Ужас связан со способом человеческого существования (а именно с тем, что человеческое существование есть «предстояние концу», «бытие при смерти»). Переживание смерти – это факт, постоянно присутствующий и создающий фон духовной жизни человека. Изначальный страх открывает человеку ту истину, что именно смерть – это последняя личная особенность человека, т.к. нельзя умереть в качестве представителя толпы, каждый умирает для себя и от собственного имени. Через изначальный страх (ужас) человек приходит к пониманию разницы между подлинным и не подлинным существованием.

 

3О. Специфика социального бытия. Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами. Характеристики социального бытия: I. Основу социального бытия образует совместно-разделённая совокупная деятельность людей. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру; содержание этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность всегда носит предметный характер Предметная деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания (термины имеют свой источник в ранних работах Маркса. Это теоретическая основа культурологии как философской дисциплины). Опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или человеческим предметом. Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность или (по выражению К. Маркса) логика предмета становится достоянием человеческих способностей, которые благодаря этому развиваются и наполняются предметным содержанием. Социальная предметность – понятие «социальная предметность» выражает понимание вещей и предметов человеческого обихода, включая и самого человека не только в физическом смысле, а именно раскрытие в этих предметах:

1. воплощённых в них человеческих сил и формирующих их человеческих способностей

2. раскрытие в этих предметах социальных форм, т.е. форм, направляющих движение предметов от человека к человеку. Социальная предметность – это свойство предмета обладать социальным значением, быть носителем социальных качеств и сил, концентрирующих форму и энергию человеческой деятельности. II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер Сверхчувственное представлено в социальных формах. В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей, вещей и действий, способные замещать собой всё, что угодно, и всё, что угодно, переводить на язык своих универсальных измерений. II. социальное бытие имеет процессуальный характер Процессуальность социального бытия состоит в его постоянной воспроизводимости и в его трансформациях, обусловленных изменениями в сочетаниях деятельности людей и в комбинациях их накопленного и живого опыта.

Профессор Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию»: «Социальный процесс представляет собой полусубъектное образование, организованность которого осуществляется в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил». IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник

Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой отношения индивида к самому себе и средством преодоления его собственных границ. Социальное время и социальное пространство – это категории социальной философии, которые описывают социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость в человеческой деятельности. Социальное пространство – это форма движения человеческого бытия в виде определённой координации людей, их действий, предметных условий, средств и результатов жизненного процесса людей. социальные пространственные структуры формируются только благодаря деятельности людей и представляют собой системы отношений, включающие не только отношения предметов между собой, но и их связи с человеком, а также общественные связи самих людей. Бурдье «Социология политики»: Социальное пространство особым образом соотносится с физическим пространством. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаём, является социально обозначенным и сконструированным. Пример: план города – это социальное пространство, выразившее себя в пространстве физическом. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также отдельных людей и их групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. В категории пространства вообще в различные исторические эпохи отражались характеристики и свойства именно социального пространства, сквозь призму которого человек рассматривал всё остальное пространство мироздания. Особенности социального времени: 1. социальное время является мерой изменчивости общественных процессов 2. социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется с ходом истории. 3. в исторической науке колоссальную смысловую нагрузку несёт категория «историческое время». Барк М.А. («Категории и методы исторической науки» 1984 года) разделяет: время календарное и время историческое. 4. в рамках исторического времени можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных значимых для человека событий.

В философии XX века (например: в философии жизни, в экзистенциализме) осуществляется детальная разработка идеи внутреннего, или субъективного времени. Анри Бергсон (представитель философии жизни): субъективное время – это длительность, эта категория характеризует определённое состояние сознания. Соотношение категорий социального пространства и социального времени в истории европейской культуры было различно. В традиционных обществах пространственные характеристики социального бытия выражали собой время и подчиняли себе измерение времени. Новое время (XVII век): в ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Экономическая теория Маркса гласит о том, что всё можно измерить общественно-необходимыми затратами, например, рабочего времени.

 

23. Пространство и время – это объективно реальные формы бытия материи.

В истории философии можно выделить 2 концепции пространства-времени: 1. субстанциальная Её придерживался Исаак Ньютон Суть: пространство и время – это самостоятельные сущности; свойства как пространства, так и времени не зависят от протекающих в них материальных процессов. 2. реляционная концепция Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн Смысл: пространство и время – это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Диалектико-материалистический подход развивает реляционную концепцию. Содержание пространства-времени образуют материальные процессы (движущаяся материя). Характер этих процессов определяет основные свойства пространства-времени. Пространство и время взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. В рамках теории относительности пространство-время изображается как четырёхмерный континуум. Свойства пространства-времени: 1. объективность 2. всеобщность 3. вечность и бесконечность: бесконечность следует трактовать в качественном смысле – это означает, что на различных уровнях организации материи возможны качественно различные структуры пространства-времени (современная наука говорит о десятимерном пространстве-времени). Пространство – это совокупность отношений, выражающая координацию сосуществующих объектов (пространство – это структура сосуществования). Свойства пространства макромира (макромир – это мир, в котором мы живём): 1. протяжённость 2. однородность, т.е. отсутствие выделенных точек 3. изотропность – это равноправие всех возможных направлений в пространстве 4. трёхмерность. Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга событий, их последовательность и длительность. Свойства времени макромира: 1. длительность 2. одномерность 3. однородность 4. необратимость В современной науке сложились 2 точки зрения: 1) признание объективного существования так называемых «нефизических форм пространства-времени» (например: биологическое пространство, социальное) 2) отрицание объективного существования нефизических форм пространства-времени.

 

24. Проблема бытия в античной философии Первая попытка раскрыть смысл бытия понятийно принадлежит представителю элейской школы греческой философии Пармениду (родился в 515 (544) г. до н.э.) Наша мысль всегда есть мысль о чём-то существующем => бытие совпадает с мыслью о нём, или бытие и мышление тождественны (отсюда следует: то, что нельзя мыслить без противоречия, не может принадлежать бытию). Парменид приписал бытию следующие характеристики:

1. бытие существует как заполненное пространство. Пустота тождественна небытию, а небытие не существует. 2. изменчивость и множественность невозможны в логическом плане. Бытие неизменно и всегда равно само себе. 3. бытие не порождено и не уничтожимо => оно вечно и неизменно. 4. бытие едино, единственно и совершенно. Зенон

Ученик Парменида – Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н.э.) Стремился показать, что аргументы противников Парменида в пользу существования движения и множественности содержат изначальное внутреннее противоречие. При доказательстве Зенон опирался на метод приведения к абсурду. С целью доказать, что понятие движения внутренне противоречиво, Зенон разработал так называемые «апории». Апории Зенона были основаны на противоречии между данными непосредственного чувственного опыта и мысленным анализом этих данных; они также предполагают разложение пространства и времени движения на огромное количество бесконечно малых и в то же время дискретных частей, единиц. Зенон пытается работать с понятием актуальной бесконечности, на практике смешивая его с понятием потенциальной бесконечности.

До нашего времени дошли 4 апории: 1. дихотомии 2. Ахиллес и черепаха 3. стрела

4. стадии Демокрит По Демокриту, бытие множественно, единицей бытия является атом. Атом невозможно увидеть, его можно только мыслить. Все вещи состоят из атомов. Атом Демокрит обозначает словом «эйдос» (вид). Характеристики атома: атом – это физическая частица; тело, которое имеет строго индивидуальную величину и форму. Атом неделим. Атомы движутся в пустоте и, сцепляясь друг с другом, образуют тела. Пустоту Демокрит отождествлял с небытием. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Платон противопоставляет сферу истинного сверхчувственного бытия (мир идей) миру чувственному, земному, который занимает промежуточное положение между бытием и небытием, поэтому земной мир Платон называет миром становления. Каждой вещи в земном мире соответствует идея как прообраз и причина этой вещи. Идеи не принадлежат к земному миру, а образуют самостоятельное царство.

Отличия идеи от чувственно воспринимаемой вещи:

идея вещь
1. идея самостоятельна, т.е. существует независимо от вещей 1. вещь не самостоятельна, т.е. не существует независимо от идей
2. идея невещественна, нетелесна и доступна только мышлению 2. вещь телесна и чувственно воспринимаема
3. идея неделима, она не имеет частей 3. вещь делима, состоит из частей
4. идея вечна, неизменна, не сотворена и не уничтожима 4. вещь существует временно, подвержена изменениям, была сотворена и в своё время исчезнет
5. идея совершенна 5. вещь может совершенствоваться, но никогда не достигает абсолютного совершенства
6. идея представляет собой определённое, ограниченное бытие 6. вещь представляет собой отражение (подобие) бытия

Идеи не являются мыслями (ни человеческими, ни божественными). Мир идей существует независимо от какого бы то ни было сознания, он объективен. Аристотель сгруппировал все значения бытия в след группы 1. бытие как категория или высшие роды бытия(10 катег), 2. бытие как возможность и действительность (акт и потенция), 3. акциденция (бытие несущест., случайное, непредвиденное), 4. бытие как истина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: