Соотношение практики и познания. Роль практики в позноват. деятельности человека

Значение практики для позн. процесса подчеркивали философы разных ориентаций -особенно диалектико-материалистической. Практика — активная целенаправленная чувственно предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности. Важнейшие формы практики: а) материальное произв-во (труд), преобразование природы с помощью орудий труда; б) социальное действие — преобра-ние общественного бытия, изменение существую социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны); в) науч. эксперимент— активная (в отличие от наблюд., деятельность, в процессе которой субъект искусст-но создает условия, позволяющие ему исследов. интересующие его свойства объективного мира. Следует иметь в виду, что все формы практики той или иной мере «нагружены» в концептуаль (теоретико-методологическом) и ценностном (цен-тно-целевые структуры) отношениях. Эти оба момента в их единстве, будучи «образами сознан направляют и регулируют практическую деят-ность, обеспечивают ее целенаправленный характ. Основные функции в процессе позн.: 1. Практика является источником познания - все знания вызваны к жизни прежде всего конечном счете ее потребностями. В частности, матем. знания возникли из необходимости и измерять земельные участки, вычислять площади. Однако не всегда, открытия в науке (напр., периодический законМенделеева) делаются непосредственно «по заказу»практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстракт­ными теориями, обусловливается — в конечном ито­ге — задачами и потребностями практики. Она служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудова­нием, и т. п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является опосредованно целью позна­ния, ибо последнее осуществляется не ради простого любопытства. Все наши знания предназначены в кон­це концов для того, чтобы вернуться обратно в прак­тику и активно влиять на ее развитие. Задача челове­ка состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, айв том, чтобы использовать полу­ченные знания в качестве «руководства к действию» но его преобразованию для всестороннего удовлетво­рения материальных и духовных потребностей людей, шя улучшения и совершенствования их жизни. 4. Практика представляет собой решающий крите­рий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Нельзя забывать того, что, во-первых, все формы практики, как и ее функции, тесно взаимосвязаны, а го-вторых, практика — явление конкретно-историчес­кое: она изменяется, развивается, совершенствуются ее формы, функции. Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя»— человека и, в частности, субъекта познания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: