Взаимоотношения независимых социалистических республик

Уже в ходе борьбы за освобождение народов западных окраин встал вопрос об их отношениях с Россией, Эти народы стремились к созданию своей национальной государственности. Вместе с тем они хотели жить в неразрывном единстве с русским народом, с РСФСР. Следовательно, вставал вопрос о форме этого единства. ·

Создание суверенных советских социалистических республик отнюдь не означало их полного отделения от РСФСР. Наоборот, в ходе гражданской войны они устанавливают тесные связи с Россией, имеющие федеративный характер.

Временное рабоче-крестьянское правительство Украины в январе 1919 г. заявило, что исторические, экономические и культурные связи Украины и России, единство целей и задач украинского и


§ 2. Развитие формы государственного единства

 

 

==93

русского народов предрешают «объединение Украинской Советской Республики с Советской Россией на началах социалистической федерации...». I Всебелорусский съезд Советов обратился ко всем независимым советским республикам с предложением приступить к переговорам об установлении федеративных связей с Советской Россией и между собой'. Манифест Временного революционного правительства Литвы заявлял: «Строя нашу новую жизнь на тех же началах, которые положены в основу Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, мы впредь будем идти рука об руку с Советской Россией...».

С первых дней существования эти республики тесно сотрудничали с Россией, и прежде всего по линии вооруженных сил. Вооруженные силы советских республик — Литовско-Белорусская Красная Армия, Армия Советской Латвии, Эстляндская Красная Армия, украинские советские войска — выросли из местных повстанческих отрядов и национальных частей, входивших в состав Красной Армии РСФСР. В ходе совместных боевых действий произошло их объединение. Республики подчинили свои армии общему командованию и управлению, общим военно-стратегическим планам. Функции общего командования и управления войсками республик осуществлялись военными органами РСФСР, в мае — июне 1919 г. их армии были окончательно слиты в единую армию Советского государства. Соответственно были упразднены и военные ведомства союзных с РСФСР независимых республик.

Военная, необходимость привела к установлению единого гражданства советских республик. Граждане РСФСР нередко жили на территории Украины, украинцы — в Белоруссии, в Латвии и т. д. Это значительно усложняло призыв в армию граждан одной республики, проживающих на территории другой. Во избежание таких затруднений в республиках были изданы соответствующие акты, которыми устанавливалось, что в Красную Армию могут призываться граждане всех советских республик, живущие на территории любой из них. А совнарком Украины установил в феврале 1919 г., что граждане всех советских республик приравниваются к украинским гражданам во всех правах и обязанностях.

С самого начала республики передавали в непосредственное управление соответствующих органов РСФСР отдельные предприятия и целые отрасли промышленности, в первую очередь тяжелую и оборонную индустрию. Вся государственная промышленность

' Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Т. II. С. 232.

4—3738


 

==94

Глава 2. Государство и право в период гражданской войны

республик финансировалась ВСНХ РСФСР. Хозяйственное объединение не ограничивалось сферой промышленности. Проводились мероприятия и по объединению финансовых систем, транспорта, снабжения. Так, совместное постановление ВСНХ РСФСР и СНХ Украины «О проведении единой экономической политики», опубликованное 12 апреля 1919 г., устанавливало общий для обеих республик производственный план, разрабатываемый ВСНХ, в соответствии с ним объединялись товарные фонды и определялись единые предельные цены на сырье. Аналогично строились отношения с РСФСР и с другими независимыми республиками.

Летом 1919 г. был сделан новый шаг к оформлению федеративных отношений между республиками. В соответствии с их пожеланиями 1 июня 1919 г. ВЦИК издал Декрет «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Своеобразие указанного акта выражалось в том, что, будучи по форме актом высшего органа государственной власти РСФСР — Всероссийского ЦИК, — он по существу представлял собой договор между республиками. На сессии ВЦИК присутствовали председатель Совнаркома Украины, представители Латвии, Литовско-Белорусской республики. Докладчик от Всероссийского ЦИК отметил,. что инициаторами обсуждения вопроса были независимые республики. Выступавшие в прениях их представители предложили и форму объединения — федеративную связь.

В Декрете указывалось на необходимость объединения военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железных дорог, финансов и комиссариатов труда России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии, с тем чтобы государственное руководство этими отраслями было сосредоточено в руках единых органов.

После принятия Декрета ВЦИК избрал комиссию для разработки конкретной формы объединения. Однако реализовать полностью этот декрет помешало вооруженное нападение интервентов «белогвардейцев, которым удалось свергнуть Советскую власть в прибалтийских республиках.

Возникшие в конце гражданской войны республики установили тесные связи с РСФСР, аналогичные тем, которые существовали у нее с западными советскими республиками в 1919 г. Одновременно эти связи расширились и углубились. Так, если прежде предпринимались попытки по объединению отдельных дипломатических усилий советских республик, то теперь их совместные выступления на дипломатическом фронте становятся более масштабными и частыми, координируются действия по налаживанию внешней торговли.


§ 2. Развитие формы государственного единства

 

 

==95

В течение 1920—1921 гг. Российская Федерация заключила союзные договоры и соглашения со всеми независимыми советскими социалистическими республиками — Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией. Эти акты закрепляли и оформляли связи, сложившиеся в период гражданской войны в деле совместной обороны. Но вместе с тем теперь на первый план выдвигалась новая важная задача — восстановление народного хозяйства.

Отношения между советскими республиками в период иностранной интервенции и гражданской войны были федеративными. Субъекты этих отношений, обладая определенной самостоятельностью, были связаны в то же время единством высших органов власти и управления, единством гражданства, армии, финансов.

Единство высших органов власти и управления проявлялось в том, что все независимые советские социалистические республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Их представители имелись и во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики признавали законом и для себя. Высшие органы власти РСФСР как бы выполняли роль общефедеральных органов. Так же обстояло дело и с органами управления РСФСР по некоторым важнейшим отраслям — ВСНХ, Наркоматом путем сообщения. Единство вооруженных сил, как уже отмечалось, приняло форму объединения республиканских войск на базе Красной Армии РСФСР в единую армию Советского государства.

В литературе высказывалось мнение о том, что отношения между независимыми советскими социалистическими республиками в годы гражданской войны следует рассматривать как конфедеративные' или даже как международные2. Однако наличие общности органов власти (и даже управления), вооруженных сил, гражданства, финансов, которых не может быть в конфедерации, а тем более при международно-правовых связях, несомненно говорит именно о федеративном характере их отношений.

Народные республики. Наряду с образованием новых социалистических республик в период интервенции и гражданской войны возникли две народные республики — Хорезмская и Бухарская.

' См.: Палиент Н. А. Конфедерация, федерация и Союз Советских Социалистических республик. Одесса, 1923; Есаян А. А. К вопросу о правовой природе взаимоотношений независимых советских республик до образования СССР//Науч. труды Ереванского ун-та. Т. 73. 1961. С. 33; Лепешкин А. И., Мишин Н. Г., Романов П. И. Курс советского государственного права. Т. 2. M., 1962. С. 10.

2 Теория государства и права. М., 1949. С. 394. 4*.


 

==96

 


Глава 2. Государство и право в период гражданской войны


Хивинское ханство и Бухарский эмират до Октябрьской революции формально считались самостоятельными государствами, находившимися под протекторатом Российской империи. Провозглашение Советской власти в России не повлекло поэтому за собой революционных изменений в Хиве и Бухаре, где феодальный строй сохранялся до 1920 г.

После Октябрьской революции не без подстрекательства англичан хивинский хан и бухарский эмир заняли резко антисоветскую позицию, а также начали притеснять русское население своих государств. В среде хивинского народа имелись прогрессивные силы и революционеры, ориентировавшиеся на Советскую Россию. При решающей поддержке Красной Армии в начале 1920 г. хивинский хан был свергнут и провозглашена Советская народная республика, получившая название Хорезмской.

Аналогичная ситуация сложилась и в Бухаре. Здесь образовалась небольшая коммунистическая партия, которая своими силами свергнуть эмира не могла. В Советском руководстве возникли споры о направленности политики в отношении Бухары'. Победили сторонники более решительных действий, в силу чего Красная Армия была брошена на эмират, и в сентябре 1920 г. эмир был свергнут. Образовалась Бухарская Народная Советская Республика.

Крайняя отсталость социальной структуры Хивы и Бухары обусловила переходный характер сложившихся здесь государств. В Бухарском эмирате незадолго до революции количество рабочих составляло около 5 тыс., а в Хиве их было всего несколько сотен, Причем это были главным образом сезонники, работавшие на мелких полукустарных предприятиях. Поэтому-то здесь и сложились не социалистические, а народные республики, т. е. государства, переходные к социалистическим.

Революции в Хиве и Бухаре носили антифеодальный и антиимпериалистический характер. В них участвовали почти все слои общества — не только крестьянство, рабочие и ремесленники, но и узбекское купечество и даже некоторые родоплеменные вожди2.

Характер этих существенных отличий определил отношения РСФСР, с Бухарской и Хорезмской народными республиками: они строились не как федеративные, а как международные, ос-

1 См.: Генис В. М. Разгром Бухарского эмирата в 1920 г.//Вопросы истории. 1993. № 7., 2 История Бухарской и Хорезмской народных советских республик. М., 1971. С. 7, 236.


 

==97

 


2. Развитие формы государственного единства


нованные, однако, на дружбе и взаимопомощи. В 1920—1921 гг. Советская Россия заключила союзные договоры и экономические соглашения с ХНСР и БНСР, которые предусматривали установление прочных экономических и политических связей, а также широкую помощь со стороны РСФСР в деле подъема экономики и культуры этих республик.

Возникновение ДВР. Своеобразное государство возникло в 1920 г. на востоке страны — Дальневосточная республика. Она была создана как буферное государство. Советская Россия в условиях надвигающегося третьего похода Антанты не хотела ввязываться в войну с Японией, державшей свои войска на нашем Дальнем Востоке.

6 апреля 1920 г. Учредительный съезд Забайкалья в Верхнеудинске провозгласил образование Дальневосточной республики, включавшей в себя Забайкальскую, Амурскую, Приморскую области, Сахалин, Камчатку и полосу отчуждения Китайско-Восточной железной дороги, проходившей через Маньчжурию. Съезд избрал Временное правительство ДВР. Учредительное собрание ДВР, объявив себя Народным собранием, 27 апреля 1921 г. приняло Конституцию республики.

В учредительных документах ДВР нарочито настойчиво подчеркивалось, что она и не советская, и не социалистическая республика. Законодательство допускало частную собственность на средства производства, буржуазию не лишали избирательных прав и т. п. Этим пытались успокоить японцев и других интервентов, чтобы попробовать наладить с ними мирные отношения. Однако маневр не удался и Дальневосточной республике в одиночку все же пришлось биться с интервентами.

Дальневосточная республика была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически не зависимое и от РСФСР. Еще Верхнеудинский съезд обратился ко всем народам и правительствам с просьбой немедленно признать ДВР и установить с ней дружественные отношения. 14 мая 1920 г. народный комиссар иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин направил министру иностранных дел ДВР телеграмму, в которой сообщал об официальном признании Российской Федерацией новой республики. В декабре 1920 г. был подписан договор о границах РСФСР и ДВР.

Став самостоятельным государством, ДВР установила отношения с РСФСР. Советская Россия заключает в 1920—1921 гг. несколько экономических соглашений с Дальневосточной республикой, имеющих международно-правовой характер, — соглашение о звероловстве и рыболовстве, железнодорожную конвенцию, финансовые договоры. Но кроме этих внешних, видимых для всех


 

==98

 


Глава 2. Государство и право в период гражданской войны


связей, существовали и отношения более тесные, конфиденциального порядка. ЦК РКП(б), правительство и Наркомат иностранных дел РСФСР руководили решением всех без исключения вопросов внешней политики ДВР.

Развитие Российской Федерации. Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик на этом этапе продолжалось национально-государственное строительство и внутри самой России.

Автономные республики, возникшие в первой половине 1918 г. на Северном Кавказе и в Крыму, будучи захвачены белогвардейцами и интервентами, вскоре существовать перестали и после освобождения Юга России от белых уже не были восстановлены, ибо, как уже отмечалось, они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу, лежащему в основе советской федерации. Сохранилась лишь одна Туркестанская республика.

В ходе гражданской войны внутри РСФСР создается новый широкий круг автономных образований. В конце 1918 г. образуется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. Еще в марте 1918 г. был создан Комиссариат по немецким делам в Саратове. Первой задачей комиссариата была организация Советов, ибо до сих пор они существовали лишь в некоторых немецких колониях Поволжья. Благодаря этой работе уже в апреле 1918 г. удалось созвать съезд Советов немецких колоний. 19 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет «О немецких колониях Поволжья», которым образовывал в местностях, заселенных немцами-колонистами, «областное объединение с характером трудовой коммуны». Съезд Советов немецких колоний в конце октября 1918 г. в соответствии с декретом СНК упразднил комиссариат по немецким делам Поволжья и провозгласил образование Трудовой коммуны немцев-колонистов. Съезд избрал исполком, которому Комиссариат по немецким делам уже в ноябре передал все дела.

В начале 1919 г. образовалась Башкирская автономная республика. До того, еще в начале 1918 г., Народный Комиссариат по делам национальностей принял решение о создании Татаро-Башкирской республики. Однако эта идея не была осуществлена. Башкиры опасались, что в новой республике будут господствовать татары. Вместе с тем националистам удалось увлечь за собой антисоветски настроенную часть башкирского населения и во главе с 3. Валидовым создать в белой армии достаточно крупные национальные воинские формирования. Шовинистическая политика белого руководства вынудила валидовцев уже в начале 1919 г. вступить в переговоры с Советской властью о переходе башкирских формирований на сторону Советов. Единственным условием пере-


 

==99

 


§ 2. Развитие формы государственного единства


хода выдвигались требования национальной автономии. Советское правительство, разумеется, пошло навстречу башкирам. Было заключено соглашение о создании Башкирской автономной республики. В 1920 г. статус республики был закреплен и уточнен. Собрался I съезд Советов Башкирской АССР.

В 1919 г. образовалась еще одна автономная республика. Весной этого года был освобожден от белогвардейцев Крым. Однако существовавшую здесь в 1918г. Таврическую Советскую республику не восстановили. Вместо нее была провозглашена Крымская республика, притом на территории несколько меньшей: континентальные уезды прежней Таврической губернии в новую республику не вошли.

10 апреля 1919 г. состоялось первое заседание Симферопольского Военно-Революционного Комитета, который уже с первых дней стал выступать в качестве общекрымского органа власти. 23 апреля 1919 г. Политбюро ЦК РКП(б) признало желательным создание Крымской Советской Республики. Партийная конференция Крыма приняла решение об образовании КрССР и наметила персональный состав ее Правительства. Образованное Временное рабоче-крестьянское правительство 6 мая опубликовало декларацию, в которой провозглашало Крым Социалистической Советской республикой, а себя — высшим органом власти этой республики и сообщало о программе своей деятельности. По Декларации Крымская республика, как и прежняя Таврическая, мыслилась не национальной, а чисто территориальной.

Временное правительство создало свои органы отраслевого управления. Но Советская власть в Крыму в 1919 г., так же как и в 1918 г., просуществовала недолго, всего до июня.

Две новые автономные республики образовались и в 1920 г. Создание Башкирской АССР означало, что решение Наркомнаца об образовании Татаро-Башкирской республики по существу теряет силу. Вскоре оно было отменено. Следовательно, нужно было решать вопрос и о Татарской автономии. Такой вопрос был поставлен и решен в первой половине 1920 г. СНК в мае 1920 г. создал специальную комиссию по разработке проекта татарской автономии, а уже 17 числа этого месяца ВЦИК принял соответствующий декрет. Он определил форму отношений Татарии с центром и конструкцию государственного механизма, аналогичные зафиксированным в декрете «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». Временно, до созыва съезда Советов, власть в новой республике вручалась ревкому. В сентябре 1920 г. состоялся съезд Советов Татарской АССР, заслушавший отчет ревкома и его отделов и избравший ЦИК Татарии.


 

К оглавлению

==100

 


Глава 2. Государство и право в период гражданской войны


В 1920 г. была образована и Киргизская АССР. Дореволюционные этнографы, а вслед за ними и российское законодательство, объединяли под общим наименованием киргизов два народа, различая кайсак-киргизов (казахов) и кара-киргизов (собственно киргизов). Новая республика создавалась как автономия именно кайсак-киргизов (т. е. казахов), но получила первоначально название киргизской.

Работа по подготовке казахской автономии началась еще в 1918 г. Однако по военным обстоятельствам, а также в силу определенного противодействия националистических кругов, она продвигалась довольно медленно. В этих условиях в 1919 г. Наркомнац пошел на временную меру: 12 июня его представитель внес на обсуждение Совнаркома «Проект постановления об образовании комиссии для выработки положения о временном управлении Киргизским краем». В ходе работы комиссии в Наркомнаце родилась идея создания революционного комитета по управлению Киргизским краем, который должен был заменить собой Киргизский отдел НКН и комиссию по созыву съезда. Эта идея была воплощена в жизнь декретом СНК «О Революционном комитете по управлению Киргизским краем», принятым правительством 10 июля 1919 г. На основании декрета ревком рассматривался как временный орган «впредь до созыва всеобщего киргизского съезда... и объявления автономии Киргизского края». 14 августа 1920 г. проект декрета об образовании Киргизской республики обсуждался на заседании коллегии Народного Комиссариата по делам национальностей. 26 августа был принят ВЦИК и Совнаркомом. 4 октября 1920 г. в Оренбурге открылся I Всеказахский съезд Советов. Съезд единодушно одобрил декрет ВЦИК и СНК от 26 августа и провозгласил образование Киргизской Автономной Советской Республики в составе РСФСР. Была обсуждена и принята «Декларация прав трудящихся КАССР».

В период гражданской войны возникают также Чувашская, Марийская, Вотская (Удмуртская), Калмыцкая автономные области, Карельская Трудовая Коммуна.

В этот период усиливается руководство национально-государственным строительством в РСФСР со стороны центральных партийных и советских органов. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся теперь автономии провозглашаются актами ВЦИК или СНК (или того и другого вместе). В этих актах определяется форма той или иной автономии, ее территория, общая структура органов власти и управления, основы правового статуса. ВЦИК и СНК посылали свои комиссии для помощи в налаживании государственной жизни некоторых АССР. В свою оче-


 

==101

 


§ 2. Развитие формы государственного единства


редь, автономные республики и области направляли своих представителей. в Москву. Таким образом, центр был тесно связан с национальными районами.

Возрастает роль высших органов отраслевого управления в руководстве строительством автономии, в первую очередь роль Наркоматов по делам национальностей и внутренних дел. В конце гражданской войны уже не было ни одной новой республики или автономной области, организованной без участия наркомнаца. В целях приближения руководства к местам некоторые его отделы были перемещены в национальные районы. Наркомат внутренних дел участвовал вместе с Наркомнацем в выработке положений об автономии, занимался вопросами их финансирования.

Одним из результатов централизованного руководства национально-государственным строительством в РСФСР явилось последовательное проведение национально-территориального принципа формирования автономных единиц.. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся автономные республики (кроме Крымской), области и трудовые коммуны строились так, чтобы выделить территории, компактно заселенные тем или иным народом. Высшие органы РСФСР с органами самих автономий проводят объемную и сложную работу по определению границ национальных территорий. Главные трудности заключались в том, что на протяжении веков народы России жили вместе, смешивались, и определить территории их преобладающего расселения порой можно было лишь условно. '

Характерной особенностью этого'этапа развития Российской Федерации было появление новых форм автономии. Наряду с автономными республиками возникли автономные области и трудовые коммуны. Их правовой статус еще не успел как следует сложиться. Можно лишь подчеркнуть, что в отличие от автономных республик, автономные области не являлись государствами. Они не имели своих ЦИК, Совнаркомов, наркоматов. Органом власти автономной области был съезд Советов, а в период между съездами — областной исполком. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая коммуна. И законодательство, и особенно практика государственного управления в большинстве случаев отождествляли их.

В то же время и статус автономных республик изменялся. Становится более точной его правовая регламентация, проводимая, как уже упоминалось, всероссийскими органами, что было связано с общим укреплением Советского государства.

Структура государственного механизма автономных республик строилась по образцу общероссийской. Высшими органами власти и управления были съезды Советов, ЦИК, Совнарком, наркоматы. Местные органы строились исходя из общих принципов Конституции РСФСР.


 

==102

Глава 2. Государство и право в период гражданской войны

Если в предыдущий период автономные республики выполняли порой функции, далеко выходившие за рамки автономии, то теперь правовой статус и фактическое положение АССР выравниваются. К концу гражданской войны автономные республики уже не участвовали во внешних сношениях, не имели своих вооруженных сил и не выпускали собственных денежных знаков. Все названные сферы деятельности сосредоточиваются в руках всероссийских органов, обладающих реальными возможностями для их успешного осуществления. А у автономных республик остается широчайший круг прав и функций в сфере промышленности, сельского хозяйства, просвещения, здравоохранения и т. п.

Централизованное руководство национально-государственным строительством в РСФСР, более четкая регламентация правового статуса автономных республик, последовательное проведение национально-территориального принципа формирования автономных единиц обусловили историческую прочность почти всех сложившихся в это время национально-государственных образований. В отличие от большинства автономных республик, созданных в первые месяцы Советской власти и вскоре исчезнувших, автономии, созданные теперь, продолжали существовать, развиваться и крепнуть.

С национально-государственным строительством в годы гражданской войны тесно связана перестройка административно-территориального деления РСФСР. В 1919 г. установился более организованный порядок изменения границ губерний, уездов и волостей. Если раньше оно могло производиться самими местными органами власти и управления, то теперь это право, принадлежало лишь Совнаркому РСФСР. Позже эта функция перешла к Президиуму ВЦИК.

Осуществлялись меры по подготовке принципиально новой административно-территориальной системы, потребность в которой выявилась сразу же после Октября. VII Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК «разработать практически вопрос о новом административно-хозяйственном делении РСФСР».

При ВЦИК была создана Административная комиссия, перед которой были поставлены две взаимосвязанные задачи: разработка принципов районирования и разрешение конкретных вопросов в связи с текущей работой по изменению административно-территориального деления.

00.htm - glava12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: