Пошаговая инструкция по написанию сочинения с2

 

Шаг I.Знакомимся с высказыванием.

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.

Шаг II. Определяем основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,

синонимов, антонимов, фразеологизмов;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания

и т.д.

Шаг III.Оформляем вступление.

Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

автор анализирует ссылается на…

характеризует останавливается на…

рассуждает раскрывает содержание

отмечает отмечает важность

доказывает формулирует

сравнивает касается

сопоставляет утверждает

противопоставляет считает, что…

называет описывает

разбирает подчёркивает…

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

действительно на самом деле

не могу не согласиться с автором я полностью согласен с…

вынужден согласиться с… я разделяю точку зрения автора

я поддерживаю мнение автора… бесспорно мнение автора в том, что

Помните, что вступление должно состоять из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

Высказывание К.Г.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал человек слова. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг IV.Пишем основную часть сочинения.

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Общие требования к аргументам:

примеров-аргументов должно быть 2;

примеры должны быть из указанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но объяснить его значение и

указать роль в тексте.

Например.

Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами (названо языковое явление)- словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предл. 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предл.33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Образовано оно с помощью уменьшительно - ласкательного суффикса –ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг V.Пишем заключение.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом,…

Итак,…

Следовательно,…

В итоге можно прийти к следующему выволу:…

В заключении можно сказать, что…

Мы убеждаемся в том, что…

Обобщая сказанное,…

Из этого следует, что…

Например. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: