Шаг I.Знакомимся с высказыванием.
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Шаг II. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,
синонимов, антонимов, фразеологизмов;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания
и т.д.
Шаг III.Оформляем вступление.
Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует ссылается на…
характеризует останавливается на…
рассуждает раскрывает содержание
отмечает отмечает важность
доказывает формулирует
сравнивает касается
|
|
сопоставляет утверждает
противопоставляет считает, что…
называет описывает
разбирает подчёркивает…
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
действительно на самом деле
не могу не согласиться с автором я полностью согласен с…
вынужден согласиться с… я разделяю точку зрения автора
я поддерживаю мнение автора… бесспорно мнение автора в том, что
Помните, что вступление должно состоять из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К.Г.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал человек слова. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
|
|
Шаг IV.Пишем основную часть сочинения.
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя… (фамилия автора)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Общие требования к аргументам:
примеров-аргументов должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но объяснить его значение и
указать роль в тексте.
Например.
Аргумент 1.
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами (названо языковое явление)- словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предл. 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предл.33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Образовано оно с помощью уменьшительно - ласкательного суффикса –ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг V.Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом,…
Итак,…
Следовательно,…
В итоге можно прийти к следующему выволу:…
В заключении можно сказать, что…
Мы убеждаемся в том, что…
Обобщая сказанное,…
Из этого следует, что…
Например. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.