Итоговое тестирование
По разделу «Введение в социологию»
1 вариант
Часть А
1.Русские составляют общность:
демографическую;
профессиональную;
этническую;
политическую.
2.К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:
сословия;
страты;
классы;
нации.
3.К предписанному социальному статусу относится:
социальное происхождение;
образование;
квалификация;
уровень дохода.
4.Лишними в перечне социальных отношений являются отношения:
межгрупповые;
межличностные;
межнациональные;
между людьми и техникой;
5.Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную мобильность:
горизонтальную;
восходящую;
регрессивную;
нисходящую.
6.Что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющееся поведение;
открытие нового направления в науке;
коллекционирование дверных ручек;
злоупотребление алкоголем;
|
|
высокие достижения в спорте.
7.Социальные отношения в современной России отличаются:
процессом формирования «среднего класса»;
отсутствием «среднего класса»;
многочисленным и доминирующим «средним классом»;
значительной численностью «новых русских».
8.Верны ли следующие суждения о видах групп?
А) Мужчины и женщины представляют собой этнические группы;
Б) Русские и украинцы представляют собой демографические группы;
верно только А;
верно только Б;
верно и А и Б;
оба суждения не верны.
9. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
Под социальной мобильностью понимается:
А) только успешный карьерный рост;
Б) изменение положения человека в обществе;
верно только А;
верно только Б;
верно и А и Б;
оба суждения не верны.
10. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
Межнациональные отношения в современном обществе связаны:
А) с уважительным отношением к обычаям и традициям других народов;
Б) с сохранением верности своим национальным традициям и культуре.
верно только А;
верно только Б;
верно и А и Б;
оба суждения не верны.
11. Верны ли следующие суждения о типах социального статуса?
А) происхождение человека является его предписанным статусом;
Б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам достигаемого статуса.
верно только А;
верно только Б;
верно и А и Б;
оба суждения не верны.
Часть В
1. Слой высшего чиновничества советской эпохи, для которого характерны перемещения в виду горизонтальной социальной мобильности, получили название:
|
|
1) бюрократия;
2) номенклатура;
3) интеллигенция;
4) служащие.
2. …. – группы, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе.
Ответ:……………………………………………………………………………………………….
3. Заполните пропуск в схеме:
…………….. |
этнические |
Демографические |
профессиональные |
Политические |
4. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры:
мужчины;
женщины;
молодежь;
народности;
Типы социальных групп:
А) демографические группы;
Б) этнические группы.
5. Соотнесите типы социальной мобильности и иллюстрирующие их примеры.
Примеры:
назначение учителя директором школы;
переход учителя на работу в другую школу;
перевод офицера на новое место службы;
разжалование офицера в рядовые.
Типы мобильности:
А) вертикальная;
Б) горизонтальная.
6. Укажите набор социальных ролей характерных для старшеклассника:
1) кандидат в депутаты законодательного собрания, государственной думы;
2) избиратель;
3) гражданин РФ;
4) завсегдатай Интернет-кафе;
5) кандидат в Президенты РФ;
6) футбольный болельщик.
Ответ:………………………………………………………………………………………………
Часть С
Вариант
С1:
Назовите основные принципы классификации социальных групп;
С2:
С помощью 3 примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации «личности»
С3:
Мини-сочинение (эссе).
«Социальная ущербность – неизбежная спутница иммиграции» (А. Тоэнби)
«Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго)
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)
Итоговое тестирование