В городе возникают первенцы промышленности

 

Шли годы. Буровики открывали все новые кладовые нефти и газа. Возрастание освоения мощностей добычи нефти требовало колоссальное количество энергии, приспособлений по её переработке. Ишимбай перерастает в поселок, с полутора десятками тысяч жителей, центр его переселяется на правый берег и обрастает одноэтажными щитовыми домами - бараками. Сообщение между левым и правыми берегами велось по древнему бревенчатому мосту, который в любое наводнение сносило течением. Необходимость диктовала новые условия. Для более тесного сообщения с левым берегом в 1935 году сборный щитовой мост заменяется на капитальный, пускай опять деревянный, но уже гораздо выше и приспособленный для пропуска ледовых заторов. Строительство капитального моста завязалось в начале лета 1935 года, по малой воде и велось круглосуточно. День и ночь над рекой была слышна «Дубинушка». Строители забивали сваи вручную!

Обеспечение электроэнергией промыслов было отлажено из временной силовой станции мощностью 13 киловатт в час, которую построили прямо на нефтепромыслах, на левом берегу. В том же 1932 году возведена электростанция мощностью 42 киловатта. Её втиснули в одноэтажный деревянный барак, громко обозванный ЦЭС. Он размещался на правом берегу реки Белой, рядышком с деревянным мостом. В 1936 году построена, и сдается в эксплуатацию новая, доныне существующая Ишимбайская ЦЭС. Она уютно примостилась чуть далее от моста, на живописном изгибе реки. По своему устройству электростанция Ишимбаево явилась образцом современной индустрии и технического прогресса. Как тепловая, так и электрическая её часть была выполнена с использованием новейших технических достижений отечественных заводов. Как ни наивно выглядит то, давнее энергетическое обеспечение, но новая ЦЭС действительно была оборудована по последнему слову тогдашней техники: системой релейной защиты, термическими реле, магнитными пускателями, усовершенствованной сигнализацией, которые четко обеспечивали контроль и работу станции.

Открытые в городе Стерлитамаке курсы технического обучения начинают ковать собственные кадры. В 1936 году они выпустили 40 специалистов бурения.

В том же 1936 году сдается в эксплуатацию перегонный завод. Этому факту предшествовали некоторые события, затеявшиеся еще в 1933 году. Летом 1933 года по инициативе Башкирского обкома и Стерлитамакского райкома ВКП(б) по соседству с нефтепромыслами начала строиться установка по переработке нефти. Расположилась она на левом берегу реки Белой. Это была примитивная установочка, совсем не похожая на заводскую, но значение её трудно переоценить – она показала местному населению, что можно получать из нефти, насколько ценным является этот богатейший дар природы!

Соорудить установку было доверено слесарю Ф.П. Похлебаеву с небольшой группой молодых рабочих. Сам Ф.П. Похлебаев попал в деревню Ишимбаево вместе с первым десантом Бакинских нефтяников и имел определенный опыт работы по нефтепереработке. На сооруженной под его руководством установке были получены первые в республике керосин и мазут. Немного, всего 750 литров в сутки, а за весь 1933 год – 983 тонны. Но в истории башкирской нефтепереработки она заняла особую «строку». Во-первых, простотой технических решений: емкость-куб подогревали открытым огнем, а змеевик охлаждения был просто опущен в воду озера Кара-Куль, во-вторых дешевизной – установка работала под открытым небом. В третьих, она тут же стала заправлять появляющиеся в окрестных колхозах тракторы.

В октябре 1934 года принято постановление правительства – приступить в районе деревни Ишимбаево к строительству отбензинивающей установки упрощенного типа мощностью переработки 400-500 тысяч тонн нефти в год. В связи с отсутствием железнодорожного сообщения с правым берегом, где обосновалось ядро будущего города, перегонный завод размещают на левом береге. Сложность состояла уже в том, что некому было делать проектную документацию. Единственный институт «Нефтепроект» готовил документацию для будущего уфимского нефтеперерабатывающего завода. Было решено привлечь к проектированию научно-техническую общественность.

Для более достоверного отражения духа того времени, приведем воспоминания бывшего десятника строительства перегонного завода К. Киселева. Он прекрасно передал условия, при каких строилась «трубчатка» в газете «Ленинский путь» №25 от 9 февраля 1965 года, то есть как раз тридцать лет спустя. Попутно напомним читателю, что на периоде с 1963 по 1965 годы, газета «Ленинский путь» освещала события двух городов: Салавата и Ишимбая. (Прим. автора).

«Первенец нефтепереработки Башкирии – нефтеперегонный завод города Ишимбая строился в 1935 году. Назывался он «Трубчатка» и возводился в трудных условиях. Тогдашняя техника ни в какое сравнение не идет с сегодняшними машинами, что имеются на вооружении у монтажников. Хорошо помню, как оборудование будущего завода привезли на левый берег реки Белой в железнодорожный тупик. Оттуда мы транспортировали его с помощью ручных лебедок. Ректификационную колонну поднимали на фундамент полиспастами через двойные стрелы и воротами, приводимыми в движение тракторами.

Руководил этими работами мастер Василий Курков…».

Завод был построен менее чем за один год! Трудно найти в истории становления и развития народного хозяйства пример, подобный Ишимбаевскому, когда так быстро и надежно была решена сложная инженерная задача в условиях острого дефицита грамотных кадров. Кто же создал это «чудо»? Во-первых, это специалисты – Ф. Кулбаев, Н. Антошкин, Л. Максименко, В. Калашников, К. Сулейманов, М. Валитов, В. Гандрих, Н. Ишмуратов, И. Сафаргулов, И. Бажанов и многие другие имена которых, к сожалению, история не сохранила. Но в качестве дешевой рабочей силы на трудоемких земляных и подсобных работах трудились десятки жителей деревень Буранчино, Юрматы и Ирек. Случалось и обратное. Прибывшие на строительство завода специалисты, поселившись в Юрматах или Иреке, становились жителями этих селений. Возведение завода совпало с началом стахановского движения, и каждый пятый рабочий, принимавший участие в строительстве был стахановцем. Трудно объяснить, почему цитируемые выше авторы упорно размещают перегонный завод на левом берегу? Первый перегонный завод был возведен на правом берегу, неподалеку от Буранчино и рядом с ним вырос поселок Перегонный, благополучно существующий по сегодняшний день.

Первые тонны пробного бензина были тут же использованы на местных машино-тракторных станциях (МТС) и автохозяйствах Башкирии. К нему потянулись телеги и роспыски с бочками из окрестных деревень. Официально нефтеперегонный завод сдается в эксплуатацию в декабре 1936 года. 23 ноября же, в торжественной обстановке, со станции Ишимбаево был отправлен в Москву первый железнодорожный эшелон с бензином Ишимбая. Эшелон сопровождали лучшие операторы завода С. Фахретдинов и Н. Тагиров. Первый эшелон башкирского бензина, отправленный в подарок 8 съезду советов в Москве, явился лучшим показателем вступления поселка Ишимбаево на путь широких промысловых работ и переработки нефти.

На левом берегу уже во время войны отстроили газолиновый и пиролизный заводы, которые разрослись и впоследствии, поглотив перегонный, все вместе образовали нефтеперерабатывающий завод под номерным наименованием - «завод №411».

К маю 1937 года, спустя пять лет от первых нефтяных фонтанов, ишимбаевское месторождение нефти выросло в мощные промыслы, располагающие уже 150 переданными в эксплуатацию скважинами. Они добывали ежедневно 3000 тонн нефти. Начался переход скважин на механизированную работу.

В 1940 году поселок Ишимбай стал городом. Статус города присвоен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в феврале 1940 года, и население его приближалось к 22 тысячам жителей. Образуется городской Совет депутатов, в который избрано 86 депутатов. Депутатами городского совета в числе 18 башкир стал старейший участник колхозного движения Шамсетдин Хайретдинович Туктамышев. Это давно знакомая читателю неординарная личность из селения Ирек. Он был весьма именитым и уважаемым человеком округи: бывший батрак, активный борец за Советскую власть, орденоносец, участник первого съезда колхозников на ВДНХ. Он, как ветеран социалистического строительства, открывал первую сессию городского Совета. В своей речи Шамсетдин Хайретдинович тепло и прочувствованно говорил о Коммунистической партии, её роли в развитии промышленности республики и города, о больших достижениях, которых добились советские люди благодаря Советской власти.

Депутатами городского совета в последующие годы избирались многие знатные жители поселков: например Ситдик Гаплатыпович Сапыков – депутат городского совета 50 года. Мансур Махиянович Кутлугильдин – депутат 3, 4 созывов, Тимербулат Саитгалеевич Галлеев депутат 3 созыва, Хамидулла Сафиуллович Байгутлин депутат городского совета 8-го созыва, 1961 год. Хасан Маргалеевич Байгильдин – депутат 12 созыва 1969 года. Являлись депутатами городского совета в разные годы: Назифа Гибадулловна Хисматуллина, Мидхат Мусагалеевич Юлдашбаев, Николай Филиппович Липаев который в течение нескольких лет середины 60-х годов являлся заместителем председатель горсовета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: