Строительство железной дороги

Ворота в индустриализацию края полностью открылись со строительством железнодорожной магистрали Уфа – Ишимбаево. 25 июня 1933 года взяла старт новая гигантская стройка - Совет Труда и Обороны СССР принял решение построить железнодорожную магистраль Уфа – Ишимбаево для вывоза нефти на её переработку в южные и западные регионы страны. Глубокой осенью 1933 года, когда уже наступили морозы, строительство железнодорожного пути связывающего Уфу и Ишимбаево началось. Первые километры пути железнодорожной магистрали начали прокладывать от станции Чишмы, и они особенно дорого обошлись строителям, потребовав от них исключительного упорства и напряжения сил. Разумеется, среди рабочих немедленно развернули социалистическое соревнование. В ходе строительства и соревнования строители дороги опрокидывали существующие нормы. 20-дневные задания выполнялись за пять дней. А работы велись нелегкие, не доставало рабочей силы. Колхозы близлежащих районов выделяли на строительство «лучших ударников». На каждый участок дороги направляли отряды, сформированные из жителей соседних деревень. Приходилось привлекать крестьянскую сметку и сообразительность. Строители плугами распахивали подмерзающий грунт и возили землю в грабарках собственного изобретения. Везде и всюду поднималась инициатива и творчество рабочих масс.

Строительство магистрали с первых её километров приобрело всенародный характер. Обком партии и обком комсомола сразу же с началом работ мобилизует и направляет на строительство 150 коммунистов и 1000 комсомольцев. На первый призыв откликнулась комсомольская организация 2-го района города Уфы. «Повышу качество и умножу темпы…», писал в редакцию областной газеты комсомолец Дерягин с лесозавода №1-3. «Моя специальность плотника строительству очень нужна, - пишет Черепанов, плотник макаронной фабрики. – Я вложу в работу всю свою комсомольскую энергию. Буду работать методами соцсоревнования и ударничества, чтобы выполнить те задачи, которые возложила на меня комсомольская организация».

«Даю слово, - говорил комсомолец Кононов, - что буду не последним из ударников на строительстве»!

20 ноября 1933 года на трассу прибыла первая группа комсомольцев, направленная 2-м районом города Уфы. 16 марта 1934 года из Буздякского района прибыл отряд комсомольцев и молодежи в 117 человек.

«Дорогу строит вся Башкирия!» - под таким лозунгом прошел обком партии в июне 1934 года. Аургазинский район откликнувшись на призыв направил на строительство более 2500 подвод, 5000 человек, а затем, в августе дополнительно 650 подвод и 500 человек. Большое количество рабочей силы выделил Стерлитамакский район, особенно колхозы «Красное знамя», «Красный бор», имени Шевченко, «Кзыл Яр», «Красноармеец», «Комбайн», «Башкортостан» и другие. Ныне всем известно о жестоком прессинге со стороны правительства, но и сегодня никто не отрицает наличия высочайшего духовного подъема и энтузиазма в среде народных масс. Колхозники республики считали строительство дороги своим кровным делом. Тогда в народе процветал лозунг: «За хлеб, за нефть, за магистраль».

Коллективу колхоза Башкортостан был выделен участок дороги от деревни Аллагуват до самого побережья реки Белой. Участок проходил по заболоченной местности. Здесь требовалось не только лишь строительство железнодорожного полотна, но так же осушение прилегающей территории. На возведении дороги от артели в течение полугода трудилось несколько десятков человек.

Кстати, строительство велось не только лишь одного дорожного полотна и по всей магистрали. Одновременно возводились пристанционные постройки, вокзалы, запасные пути, переводные стрелки, ангары и помещения для технического персонала. На станции Ишимбаево летом 1934 года был отстроен просторный деревянный вокзал, несколько бараков для проживания обслуживающего персонала, восемь коттеджей для специалистов и возведен щитовой двухэтажный дом для рабочих. Возводимый вокруг железнодорожной станции поселок первоначально получил название «Новые Юрматы».

Жарким летом 1934 года было положено начало зарождению будущего «поселка железнодорожной станции», который пока именуется как Новые Юрматы.

В ночь с 30 сентября на 1 октября к железнодорожному вокзалу станции «Ишимбаево» прибыл первый состав из двенадцати вагонов за Ишимбайской нефтью. После непродолжительного митинга, состав был загружен и утром 1 октября 1934 года, ровно год спустя от начала строительных работ состав отправлен в город Уфу. Таким образом, дата 1 октября 1934 года по праву должна считаться днем рождения Ишимбайского отделения железной дороги и «поселка железнодорожной станции».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: