Упражнение № 1. Изображение антонимов жестами.
Задание: ребенку предлагают изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.
Примеры:
1)большой — маленький
2)высокий — низкий
3)широкий — узкий
4)длинный — короткий
5)тяжёлый — лёгкий
6)прямой — кривой
7)глубокий — мелкий
8)твёрдый — мягкий
Упражнение № 2. Вопросы по тексту.
Ребенку задают вопросы по тексту. Надо следить, чтобы в ответах использовались соответствующие антонимы. Примеры:
1)Почему ёжику страшно было выходить из норки ночью и не страшно было днём? (темно — светло)
2)Почему больно ударяться о кочергу и не больно ударяться о диван? (твёрдый — мягкий)
3)Почему боятся врагов и не боятся друзей? (добрый — злой)
4)Каким ёжик был в начале и каким стал в конце сказки? (робкий — смелый)
Упражнение № 3. Подбор антонимов к заданным словам.
Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.
Задание: закончить предложение, используя антонимы.
Образец: летом тепло, а зимой — холодно.
|
|
Примеры:
1)Слон большой, а крот—
2)Ночью темно, а днём —
3)Вечером все засыпают, а утром —
4)Внизу — подвал, а вверху —
5)Подушка мягкая, а камень —
6)Река широкая, а ручеёк —
7)Улитка ползёт медленно, а заяц бежит
8)Птицы летают высоко, а мухи —
9)Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его
Упражнение № 4. Различение предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.
Задание: объяснить, чем, каким признаком различаются похожие предметы, объединенные в пары.
Образец: Пушинка и камень (лёгкий — тяжёлый). — Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый.
1)Шкаф и тумбочка (большой — маленький; высокий — низкий)
2)Плед — платок (большой — маленький)
3)Дерево — куст (высокий — низкий)
4)Миска — тарелка (глубокая — мелкая)
5)Канат — нитка (толстый — тонкий)
6)Шар — круг (объёмный — плоский)
Упражнение № 5. Различение наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.
Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу — толстые (верёвка, палка, свеча и т. п.), а в другую — тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Детей с задержкой речевого развития следует поощрять всегда говорить вслух.
Упражнение № 6. Рассказ о предметах с использованием антонимов.
Задание: предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая их друг с другом и употребляя антонимы.
Упражнение № 7. Поиск антонимов в текстах других сказок из данного пособия.
|
|
Задание: для более углубленного изучения антонимических отношений можно дать ребенку задание найти антонимы в других сказках.
Упражнение № 8. Подбор антонимичных глаголов и предлогов.
Задание: вставить пропущенные предлоги (А) или пропущенные приставки (Б), чтобы получились слова с противоположным значением.
Если ребенок не справляется с заданием, следует подсказать ему — попросить его выбрать нужную форму из предлогов (приставок) в скобках.
А) Подберите правильные предлоги:
1)Фокусник положил часы... карман, а достал их... портфеля. (в\из)
2)Когда родители вернулись... работы, дети пошли... улицу. (на\с)
3)Кошка подкралась... окну — и попугай тут же отлетел.. окна. {к\от)
4)Кошка легко забралась... шкаф, но с трудом выбралась… него. (под\из-под)
5)Малыш спрятался... буфетом, а потом неожиданно появился... буфета. (за\из-за)
Б) Подберите правильные приставки:
1) Птица...летела в клетку, а потом...летела из клетки (в\вы)
2) Мальчик...лез на дерево и не может...лезть с него. (за\с]
3) Осенью птицы...летают, а весной —...летают обратно (при\у)
4) Чтобы...браться из лужи, мальчик сначала...брался в неё. (вы\за)
5) Собака...бежала к сумке, но быстро...бежала от неё, (под\от)
► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений развивает у ребенка представление об антонимических отношениях, вырабатывает навык соотнесения слова с другими словами по общему семантическому признаку, помогает усвоить необходимую лексику.