Процедура обследования

Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера

Категория: Статьи, Глубинная психология: статьи | автор: admin | 12 июля 2010 | Просмотров: 29643

 

 

Компилировал Макаренко Э. В.

mrseneks@gmail.com

В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что "так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени".
Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о "жизненном стиле личности". В индивидуальной психологии под "жизненном стиле личности" принято понимать значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих устремлений и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем) "содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения".

Процедура обследования.

Испытуемому предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. Если испытуемый будет устно рассказывать о своем раннем детском воспоминании, то при этом сопротивление будет меньше, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде.

Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».
Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:
быть как можно более конкретным;
не давать «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;
включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;
описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;
описывать чувства, даже если они противоречивы;
называть имена присутствующих в воспоминании людей;
описывать наиболее яркую часть;
описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;
указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.

При проведении двухдневного или трехдневного семинара участникам предлагается записать свои ранние воспоминания:
«Придя домой, и отдохнув, постарайтесь уединиться от всех и устроить так, чтобы в течение часа никто из домашних или посторонних не отвлек вас от воспоминаний. Часа, по-видимому, хватит с избытком, но пусть лучше будет время в запасе, поскольку торопиться здесь, не стоит. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите на бумаге ваше самое раннее воспоминание. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опускайте никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: "Когда это было? Что это было?" и т. п. Важно, что вы это помните как самое раннее свое воспоминание. Хронология неважна. Но важно, чтобы вы обязательно сделали это письменно».
Преимущества метода: Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.
Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.


Порядок анализа ранних воспоминаний:

На 1-м этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.

На 2-м этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.

На 3-м этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.

На 4-му этапу анализа, мы переходим к исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.

 

1-й этап - фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
Присутствующие в воспоминаниях люди:

1.1. Мать.
Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).

 

1.2. Отец.
а) присутствие отц а в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;
б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;

в) отсутствие отца не анализируется

 

1.3. Братья и сестры.
а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.

 

1.4. Двоюродные братья и сестры
а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;
б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.

 

1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;
б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.

 

1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;
б) посторонние люди как опасность;
в) несамостоятельность и страх остаться одному.

 

Тип события:

1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;
4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
5. Ситуация оценки со стороны окружающих.
Оценка поведения субъекта:

Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое

Эмоциональное переживание среды субъектом:

Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются

 

Исследование цели.

Активность-пассивность субъекта:
Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие
1. Инициативное преследование цели.
2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.
3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.
Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.
1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.
2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.
3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: