Тема: Консультирование по проблемам детей и подростков (2часа)
Цель: познакомиться основными причинами возникновения проблем у детей и подростков, а так же формами работы консультанта с родителями.
Основные понятия: психологический диагноз и гипотеза, этапы психологического консультирования, психодиагностический инструментарий, тест родительского отношения (выявление отношения к ребенку), родительский опросник на выявление стиля семейного воспитания (АСВ), опросник Томаса (на его способы выхода из конфликтных ситуаций практически), семейное консультирование, правила семейного консультирования.
Вопросы для обсуждения
1. Причины возникновения проблем у детей и подростков.
2. Формы работы консультанта с родителями.
3..Правила семейного консультирования
4. Особенности проведения семейного консультирования.
Практическое занятие №18
.Тема: Семейное консультирование (2часа)
Цель: рассмотреть практические рекомендации по проблемам семейного консультирования.
Основные понятия: Психологическая адаптация в семейной жизни. Несовместимость характеров супругов. Система внутрисемейных проблем. Главные и второстепенные проблемы в семейной жизни. Умение слушать. Оппонент. Компромисс. Уровень интеллектуального развития. Черты характера, релевантные (имеющие отношение к) общению.
Межличностные проблемы. Двусторонние семейные конфликты. Односторонние семейные конфликты. Патриархальный внутрисемейный конфликт. Внутриполовая солидарность в семье. Межполовая солидарность в семье. Ревностные внутрисемейные отношения. Конфликт-разногласие родителей в оценке поведения сына в его собственной семье. Катализатор внутрисемейного конфликта. Конфликт типа «свекровь – невестка». Конфликт типа «теща – зять». Межсемейный конфликт родственников.
Вопросы для обсуждения
1. Основные вопросы семейного консультирования
2. Взаимоотношения с будущим супругом
3. Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
4. Взаимоотношения супругов с их родителями
Практическое занятие №19
Тема: Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений (2часа).
Цель: Ознакомиться с психологией семейных отношений, рассмотреть методы психологического консультирования и коррекции детско-родительских взаимоотношений.
Основные понятия: семья, брак, детско-родительские отношения, дестабилизация семьи, функциональная и дисфункциональная семья.
Теоретическая часть:
1. Семья как объект психокоррекционного воздействия
2. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений.
3. Перечислите основные методики, которые необходимо использовать при исследовании и коррекции детско-родительских отношений.
4 Перечислите основные методики, которые используются при психологической коррекции супружеских отношений.
Практическое занятие №20
Тема: Консультирование по проблеме личностного плана (2часа)
Цель: познакомиться с основными положениями личностно-ориентированого консультирования.
Основные понятия: личность, алгоритм консультирования, сновидения, источники сновидения, амплификация, метод контенанализа, экзистенцианализм, функции сновидений, реципиент, архетип, методпарадокса и Сократовского диалога.
Вопросы для обсуждения
1. История возникновения сновидений
2. Анализ сновидений.
3. Функции сновидений.
4. «Сократовский диалог» как метод решения проблем личностного плана.
5. Назовите и охарактеризуйте один из наиболее эффективных методов решения личностных проблем.
6. Каким образом Ульман резюмировал принципы своей работы со сновидениями?
7. Что положено в основу исследований взаимосвязи сновидческой реальности и реальности бытия?
8. Каково влияние родительской семьи на реципиента?
Раздел 3.