Молитвы, действия и слова

Верное понимание путей слова Божьего среди людей в Царстве Божьем проливает свет на вопрос, беспокоящий многих из тех, кто вдумчиво изучает Новый Завет. Дело в том, что Иисус крайне редко молится, когда Его просят о разрешении той или иной проблемы; как правило, Он непосредственно обращает к ней Свое слово или совершает какое-то действие.

Один из таких случаев описан в главе 9 Евангелия от Марка. В то время, когда Иисус был на горе Преображения, один человек привел своего сына, одержимого «духом немым», в надежде на его исцеление. Ученики Иисуса пытались изгнать духа, но не смогли. Господь, явившись туда, упрекнул учеников за неумение (9:19). Поговорив с отцом мальчика о состоянии сына и о вере самого отца, Иисус повелел бесу выйти из больного — и бес покинул его. Когда ученики спросили, почему им не удалось изгнать беса, Иисус ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (9:29). Но ведь Сам Он не молился! Как это объяснить?

Я полагаю, здесь мы видим иллюстрацию того правила (легко подтверждаемого опытом), что изреченное слово Божье имеет разные степени силы и что для укрепления этой силы необходима молитва. Молитва важнее для духовной жизни, нежели слово, и является основой для произнесения слова. В наши дни сила изрекаемого нами Божьего слова ограничена — из-за общего непонимания смысла таких речей и из-за низкого качества молитвенной жизни.

Безусловно, в некоторых ситуациях — а возможно, в большинстве ситуаций — нам необходимо слово или действие, исходящее непосредственно от Бога, а не от людей. Об этом мы можем только молиться. С другой стороны, иногда мы сами должны говорить от имени Бога и во имя Христа. Это бывает более или менее трудно, как сказал нам Иисус в главе 9 Евангелия от Марка, в зависимости от конкретной ситуации. Такие ситуации зачастую отличаются от других и требуют тех или иных способностей, которыми мы в данный момент можем обладать, а можем и не обладать. Но я верю, что все мы призваны возрастать в способности говорить с Богом и в силе, которой Он наделяет каждого из нас в отдельности.

Читая о делах апостолов Иисуса, мы видим, что они говорили с Богом, в книге Деяний святых Апостолов и в меньшей степени в Евангелиях Они не всегда молили Его о помощи и, несомненно, действовали в разных ситуациях по-разному. В главе 3 Деяний, когда апостолы Петр и Иоанн увидели у входа в храм нищего, который был хромым от рождения Петр повелел ему во имя Иисуса Христа — а, по сути, от имени Иисуса Христа: «Встань и ходи» (3:6), а затем взял его за руку и поднял (см. 3:7). Петр не молился коленопреклоненно за этого человека и не обещал ему, проходя мимо: «Мы помолимся за тебя». Вместо этого он показал всем и каждому, что он, человек из плоти и крови, — посланец Христов!

Войдя в горницу умершей Тавифы, ученицы Христовой, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостей» (Деяния 9:36), Петр велел всем выйти. Не у Христа ли, научился он этому (ср. Матфея 9:25)? Он опустился на колени и помолился, а затем обратился к телу и сказал: «Тавифа! встань» — и она вернулась к жизни (см. Деяния 9:40). Может: быть, Петр брал пример и с Елисея (см. 4 Царств 4:32-35), который в сходной ситуации действовал таким же образом? Ведь Елисей был одним из величайших Божьих людей своего времени, умевших жить в тесном общении с Богом и нести в мир Его власть.

В Листре хромой человек, слушавший проповедь апостола Павла, почувствовал, что обрел веру для исцеления. Павел же, увидев это, громко сказал ему: «Стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» (Деяния 14:10).

Сегодня, в дни, когда харизма — Божий дар — опять стирает все барьеры между конфессиями, многие ученики Христа вновь осмеливаются говорить во имя Иисуса, обращаясь напрямую ко всем бедам и опасностям. И эта практика так называемой духовной битвы подготовила бессчетное множество «других учеников» к тому, чтобы, как сказал Иисус (см. Марка 11:23), говорить с горою. Свидетельства об этом достигли многих общин и запечатлены на страницах христианских книг. Так и должно быть, если мы воистину уверовали, что реальность — включая и материальный мир — по сути своей не что иное, как царство, в основе которого лежит высшая власть, личные отношения и общение. Но тут нам, конечно же, еще многому предстоит научиться.

 

Наши сомнения

Однако на этом пути нас могут подстерегать самые разные сомнения и тревоги. Особенно неуютно мы почувствуем себя, если привыкнем считать, что все это не имеет отношения к нашей вере в Бога и служению Ему. Мысль о том, что мы должны Божьим словом и силой исцелять больных, изгонять бесов или воскрешать из мертвых, может порождать растерянность, озлобление, дух противоречия и чувство вины.

Как-то на собрании, где я говорил о том, какие дела мы способны вершить с помощью молитвы, одна женщина принялась гневно возражать мне. Прежде она верила, что молитва действительно может менять ход событий вокруг нас, и изо всех сил стремилась добиться этого в своей жизни. Но по тем или иным причинам ее попытки заканчивались неудачами, оставлявшими в душе острую боль и чувство вины. Спасаясь от этого, она попыталась свести свою веру — по крайней мере, на поверхностном уровне — к вере в христианские догмы, оказанию помощи в церкви и старанию быть просто хорошим человеком в общем понимании этого слова. Мои слова растревожили старые раны и поколебали ее душевный покой, обретенный такой дорогой ценой. Позже я понял, что эта женщина — лишь одна из множества хороших, добрых людей, уверенных в том, что библейская модель жизни в Царстве Божьем никак не может воплотиться в реальность.

В другой раз я встретил глубоко верующую женщину, воспитанную в обществе, где особое значение придавалось получению «второго дара благодати». В попытках обрести эту «высшую жизнь» и перестать быть «человеком второго сорта» в своей общине она дошла до отчаяния. Тогда она перешла в другую церковь, где ее христианская жизнь ограничивалась умозрительной верой в истину об Иисусе и служением в местной церкви. В тот день я проповедовал только о радостях жизни, которые открывает нам приглашение Иисуса войти в Его Царство. Но слова о жизни в союзе с Богом, описанной в Ветхом и Новом Заветах, мукой отозвались в душе этой женщины.

Мне не удастся сейчас рассмотреть все проблемы, возникающие в подобных случаях, но один вопрос я могу и обязан прояснить. Жизнь в Царстве Божьем, где Он делит с нами Свою власть, — отнюдь не то, что мы должны создать сами. Наши обязанности сводятся к тому, чтобы искренне стремиться к обретению необходимых для этого даров.

Если мы хотим, чтобы слово и сила Бога стали реальностью в нашей жизни, то примером для нас, как всегда, должен стать Иисус. А это в первую очередь означает отсутствие всякой неестественности или аффектации и полное, безраздельное упование на Бога, Который укажет нам, что делать, причем тем способом, который наилучшим образом подходит к нашей жизни и к Его замыслу о каждом из нас.

Кроме того, нам следует всегда помнить слова Иисуса, сказанные семидесяти ученикам по их возвращении: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Луки 10:20).

Твердо памятуя обо всем этом, я хочу перейти к двум заключительным вопросам этой главы: «Каким образом способность человека творить посредством слова Божьего отличается от колдовства, магии и суеверия?» и «Какое отношение имеет Библия к слову Божьему в том смысле, в каком мы говорили о нем?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: