Колдовство, магия и суеверие

Слово «магия» в данном контексте относится не к ловкости рук или шарлатанству, но к попыткам влиять на ход, а не на внешний облик событий, оперируя символами или особыми предметами — например, изображениями, заклинаниями, магическими формулами. Ведовство и колдовство, иногда без разбора называемые «черной магией», — формы магической практики, с которыми лучше всего знаком западный менталитет.

Сатанизм и бесопоклонничество, на деле порой сливающиеся с магией, все же имеют под собой принципиально иную основу — служение отнюдь не безликой силе зла (или действия от ее имени). Магия и колдовство, напротив, являются разновидностями суеверий, или предрассудков. Они основаны на том представлении, что некое действие, предмет или обстоятельство, не связанное с ходом событий ни логически, ни естественным (или даже сверхъестественным) образом, при «правильном» подходе влияет тем не менее на результат этих событий. Молитву и беседу с Богом следует четко отличать от суеверия.

Само слово «предрассудок» позволяет предположить нечто превосходящее рассудок, непостижимое уму. Знаменитый «янки при дворе короля Артура» из романа Марка Твена умел заставить невежественных и в массе своей суеверных жителей древней Англии поверить, будто он наделен некой нездешней силой; сам же он прекрасно понимал, что его «чудеса» основаны на естественных причинах. Мартин Бубер справедливо замечает, что «магия желает получить следствия, не вступая в отношения, и совершает свои фокусы в пустоте»7 — пустоте невежества и эгоцентризма.

Таким образом, суеверие — это вера в магию; магия же опирается на мнимые, не свойственные природе вещей причинно-следственные связи. Например, кто-то утверждает, что если он произведет некие действия с куколкой, похожей на вас, то вы тяжело заболеете или даже умрете. Такая практика широко распространена в вудуизме и других формах колдовства. Это не что иное, как магия, основанная на предрассудке, ибо реальной связи между иголочкой, воткнутой в куклу, и вашими ощущениями не существует.

Я уверен, что в ряде случаев заранее объявленные последствия оказываются куда более реальными, чем нам хотелось бы полагать с позиций здравого смысла или с научной точки зрения. Например, существуют убедительные свидетельства тому, что кое-где после совершения определенных ритуалов люди, на которых эти ритуалы были направлены, действительно заболевали или умирали. Однако к такому результату приводит вовсе не расчленение куколки и не распевание над ней заклинаний. Последствия — если, конечно, они есть — зарождаются в царстве разума или духа в контексте общества, верящего в силу магического ритуала. А в некоторых случаях, возможно, в действие вступают и нематериальные сущности.

Это не значит, что последствия, о которых идет речь, нереальны или иллюзорны; однако их истинная причина — какова бы она ни была — не содержит в себе ничего магического. Практика колдовства, если говорить о ее результатах, представляет собой полностью естественный процесс, основанный на доминирующем общественном и психологическом укладе. Сила, действующая здесь, — это не сила ритуала. Это сила личности, которая проявляет себя в определенном социальном контексте, и зачастую использует гипнотические способности, а порой и сатанинское измерение духовного мира.

Христианская вера — не предрассудок. Если мы рассмотрим способы, какими Моисей, Иисус, Петр и Павел творили дело Божье и осуществляли Его власть посредством Его слова, мы не, обнаружим ни следа магии или суеверия. То же относится и к ошеломляющим успехам проповедников наших дней — успехам, уже ставшим неотъемлемой частью обычной христианской жизни.

Многим трудно поверить в самые яркие примеры действия Божьего слова, описанные в Священном Писании. Однако эти же люди верят в целительную силу молитвы и способность отдельных людей или отдельных церковных обрядов самым реальным образом влиять на здоровье человека. Это ли не предрассудок?

Ответ таков: наша вера не предполагает, что сила заключена в словах или в обрядах как таковых. В противном случае все поголовно увлеклись бы магической практикой. Мы же рассматриваем эти слова и действия просто как пути достижения результата, заключенные Богом в природе вещей. Они представляют собой часть жизни в Царстве Божьем и привлекают к себе личностные силы этого Царства. Они не просто орудия, с помощью которых мы достигаем желаемого результата. Мы не осуществляем власть, а сами пребываем во власти.

Особое состояние понимания, веры, любви и надежды, присущее тем, из чьих уст раздается слово Божье, по сути своей сопряжено с желаемым результатом — связать природу человеческого тела или души с творящим и спасающим Духом, Который есть Бог. Будучи элементом Царства, это состояние создает особый канал для удовлетворения потребностей и образует естественный (хотя на самом деле сверхъестественный) причинно-следственный порядок.

Это станет яснее, если мы снова обратимся к вопросам, которые рассматривали в начале этой главы. Мы увидели, что материальная Вселенная по сути своей подчинена слову Вездесущего, Всемогущего и Всеведущего Божественного Разума. (Вспомним, об этом шла речь и в четвертой главе.) Именно этот Разум служит связующим звеном между словом, сказанным Божьим слугой от Его имени, и физической структурой волны, камня, тела или души. Вот почему Моисей, Иисус, Петр и Павел вовсе не были волшебниками и не практиковали ничего похожего на магические ритуалы.

Но порою меня охватывает страх при мысли, что на самом деле нам, христианам, свойственно суеверное отношение к словам и обрядам — особенно когда мы не понимаем связи между желаемым следствием и нашей верой в Бога, не понимаем, что такое Царство Божье и как оно действует.

Так, несколько лет назад многих христиан в Соединенных Штатах охватило модное поветрие, связанное с фразой «Что скажешь, то и получишь». Некоторые и сейчас находятся во власти этой иллюзии. Смысл ее заключается в том, что, если человек уверенно высказал свое пожелание, оно непременно исполнится. Более того: если высказать вслух то, чего ты не хочешь, то именно это и случится. Это суеверие свойственно тем, о ком Иисус говорил, что они, молясь, говорят много лишнего, как язычники, «ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Матфея 6:7). Очень вероятно, что за религиозной деятельностью многих из тех, кто называет себя христианами, стоит всего лишь суеверие. Такие люди совсем не понимают, что такое Царство Божье и как Господь словом Своим правит делами человечества, в особенности — делами церкви. Каждый из нас должен честно и искренне спросить себя: «Не таков ли я?» фот кто ищет Божьего царства, не может быть суеверным.

Законничество — тоже суеверие. Формалистские тенденции в религиозной и общественной жизни также бросают нас в объятия суеверий. Сторонники буквы закона утверждают, что праведны и достойны Божьего благословения лишь те, чьи явные действия полностью соответствуют правилам, регламентирующим человеческое поведение. Иисус называл такое буквоедство праведностью «книжников и фарисеев» (Матфея 5:20).

Формализм, суеверие и магию объединяет стремление контролировать людей и события. Формалисты становятся суеверными, поскольку, стремясь подчинить жизнь правилам и предписаниям, теряют из виду ее естественные связи. Они не принимают во внимание иную реальность, реальность души и сердца, которая и есть источник жизни. Вот почему Иисус призывает нас выйти за рамки праведности книжников и фарисеев, если мы хотим вступить в истинную жизнь.

Жизнь не дается по закону (см. Галатам 3:21), а закон не способен верно отражать жизнь или руководить ею. Закон — это буква; «буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6). Законники неизбежно скатываются к пустой, лишенной сути обрядности и суеверно полагают, что это поможет им добиться желаемого результата. Хорошо известно, что магия и суеверия тоже сосредоточены на том, чтобы делать все «правильно». В этом и состоит суть законничества.

Проповедь и магия: два примера из Библии. Жизнь в уповании на Христа и силу Божью не имеет ничего общего с суевериями и предрассудками, с законничеством и фарисейством. В книге Деяний святых Апостолов мы встречаем два примера того, как слово и дело Божье были по ошибке приняты за колдовство.

Первый случай, описанный в главе 8, относится к Симону-волхву. Увидев, как Петр и Иоанн возложением рук наделяли людей Святым Духом, Симон предложил им денег, чтобы они дали ему такую же власть (см. 8:18-19). Отсюда Петр понял, что, хотя Симон и верующий (см. 8:13), сердцем он далек от Бога, и сурово упрекнул его в том, что тот «помыслил дар Божий получить за деньги» (8:20)

Вторую историю, куда более забавную, мы находим в главе 19. Семеро скитающихся иудейских заклинателей, сыновей Скевы, видели чудеса, которые Бог творил руками Павла. Услышав слова Павла, они по ошибке сочли их не разумным, осмысленным текстом, а набором невнятных заклинаний. Затем они попытались изгнать бесов, произнося над одержимыми имя Иисуса: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» (19:13). Библейское описание дальнейших событий так замечательно, что я не могу не процитировать его целиком: «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (19:15-16).

Это произвело огромное впечатление на всех жителей Ефеса, и все они славили имя Господа. А те, кто занимался чародейством и колдовством, бросили это занятие, осознав, сколь огромна пропасть между миром магии и Царством Божьим. Они сожгли свои книги, общая цена которых равнялась пятидесяти тысячам драхм, — «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (19:20).

Какими бы славными именами ни прикрывалась бессмыслица, мы, ученики Христа, не должны верить в нее или уповать на ее помощь.

 

Библия и слово Божье

И, наконец, как нам следует понимать отношение Библии к слову Божьему, которое возрастало и возмогало в Ефесе, и к Слову, Которое есть Бог и Которым держится мир?

Библия — одно из следствий Божьего слова и единственное Священное Писание. Безошибочное изначально, оно непогрешимо и во всех своих версиях, ведущих нас к спасительному союзу с Богом в Его царстве. А непогрешимо оно именно потому, что Бог никогда не покидал его.

Безошибочность изначального текста Библии служит замыслу искупления лишь потому, что этот текст в своих современных версиях постоянно поддерживается вечным и живым Словом. Сама по себе безошибочность не может служить обоснованием боговдохновенности, поскольку, как известно, Библия, которую мы с вами держим в руках, — это не оригинал. Кроме того, безошибочность оригинала не гарантирует безошибочного, да и просто здравого толкования. Читая Библию в наши дни, мы должны уповать на Бога, Который говорит с нами в союзе с Библией и нашим искренним стремлением понять ее.

В свете всего сказанного становится ясно, что хотя Библия — это Слово Божье, слово Божье — это не только Библия. А приходим мы к этому знанию прежде всего благодаря внимательному чтению Библии.

Если взять хотя бы только те стихи, которые мы рассмотрели в этой главе, и тщательно изучить то, что сказано в них о слове Божьем, мы увидим, что оно, это слово, неизмеримо больше Библии, хотя и включает ее в себя. Библия — это Писание, слово Божье в письменной форме, и в этом состоит ее уникальность. Но Библия — это не Иисус Христос, Который есть Слово Живое. Не Библия была непорочно зачата и распята на кресте; не Библия воскресла и восседает одесную Отца.

Библия — не то слово Божье, которое, как говорит псалмопевец, навек утверждено на небесах (см. Псалом 118:89) и проявляет себя в порядке Вселенной (см. Псалом 18:5). Библия — не то слово Божье, которое, как сказано в книге Деяний, росло и распространялось (см. Деяния 12:24). Библия — не то слово, о котором говорил Иисус в притче о сеятеле (см. Матфея 13). Но все эти слова суть слова Божьи — как и те слова, которые усваивает человек, слыша голос Божий, обращенный к нему.

Итак, Библия — уникальное и безошибочное письменное Слово Божье; но слово Божье — не только Библия. Приравняв Библию к слову Божьему, мы не сможем воздать ей хвалу, поскольку это неправда. Напротив, мы предаем Библию, отрицая то, что сказано в ней о сути слова Божьего.

Господь правит в Своем царстве посредством речи. Эта речь принадлежит только Ему, но в малой степени может передаваться и через тех, кто действует в союзе с Ним. Библия — конечная летопись спасительных истин, изреченных бесконечным живым Богом; она устанавливает надежные границы всего, что Он когда-либо говорил и говорит человечеству. Но она устанавливает эти границы в принципе, не вдаваясь в подробности общения Бога с отдельными верующими в наши дни.

Роль Библии в истории спасения уникальна и незаменима. Мы можем отослать к Библии любого человека, не сомневаясь, что если он подойдет к ней непредвзято, честно, разумно и последовательно, то Бог с ее страниц обратится к нему и поселит в его душе мир и покой. Это верно для всякого, чья душа ищет Бога:

 

Господь, Твои священные страницы я листал,

И дух к Тебе мой воспарил, Живое Слово.

 

Вот почему апостол Павел наставляет Тимофея: «...Священные писания... могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:15-16).

Таким образом, слово Божье в широком смысле отражено в Библии и доступно каждому через Библию — записанное слово Божье. Всякий, кто подойдет к Библии с кротостью и усердием, с пылким желанием обрести Бога и жить в мире с Ним, сможет услышать с ее страниц Слово живое.

Для иных же Библия может оказаться смертоносной ловушкой, как для тех людей, которые в дни земной жизни Христа пытался с помощью Писания опровергнуть Его учение (см. Иоанна 5:36-47). Потому-то Библия и предупреждает, что человек способен даже погубить себя, изучая ее тексты, — в особенности послания апостола Павла, ибо в них «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петра 3:16).

Единственная наша защита от собственной гордыни, страха, невежества и нетерпения при изучении Библии — содружество со Словом Живым, Самим Господом; содружество, мольба о котором доносится из самого сердца Его народа.

 

О, Господи, пошли мне Дух Святой.

Пусть Он коснется глаз, дай мне прозреть!

И истину из Слова мне яви.

Дай в нем Тебя мне видеть впредь.

 

Вопросы для размышления

1. Как получается, что слова могут иметь огромную власть? Связано ли это с отношениями слова и личности? Какова суть таких отношений? В чем проявляется духовная природа слов?

2. Попытайтесь соотнести слова — в их полном смысле, разъясненном выше, — с творением, Божьим и нашим.

3. В каком смысле царство — мир слов, а не только материи?

4. Как соотносятся законы природы со словом Божьим?

5. Сравните Слово как Сына и Слово как Библию.

6. Что именно знал римский сотник и как это было связано с его верой в Иисуса?

7. Объясните взаимосвязь между молитвой и беседой с Богом.

8. «Камень, по которому ударил жезлом Моисей, был Христос». Как вы понимаете это утверждение (см. 1 Коринфянам 10:4)?

9. Чувствуете ли вы, что содержание данной главы несет в себе какую-то угрозу вашему душевному равновесию или, напротив, вдохновляет вас?

10. Как вы отличите христианскую веру в силу Божьего слова от колдовства и магии?

 

 

Глава 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: