Правотворчество: понятие, принципы, виды

 

Правотворчество - это деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене правовых норм.

Субъектами правотворчества могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдуме. Правотворчество - это деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. Назначение правотворчества состоит в создании благоприятных условий для развития личности, общества, государства.

Основными факторами, влияющими на процесс формирования права, являются:

экономические, т.е. материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;

политические - большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности граждан, политических партий, иных общественных организаций;

социальные - в процессе создания правовых норм необходимо учитывать интересы и потребности личности. Как следует из ст. 7 Конституции РФ, в России должны создаваться условия для свободного развития и достойной жизни человека;

национальные - Россия, являясь многонациональным государством, обязана способствовать развитию сотрудничества между нациями и народностями, создавать условия для такого сотрудничества исходя из принципа равноправия наций и народностей;

внешнеполитические - Россия является полноправным членом международного сообщества, участником многих международных организаций, международных соглашений. Это обязывает учитывать общепризнанные нормы международного права, международные договоры в своем законодательстве, что оказывает существенное влияние на правотворчество.

Принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, изменением и отменой юридических норм.

Принципами правотворчества являются:

научность - учет в процессе подготовки нормативно-правовых актов социально-экономических, политических и иных условий в соответствующий период;

профессионализм - предполагает занятие правотворчеством компетентных людей;

законность - правотворчество должно осуществляться исключительно в рамках Конституции, законов, подзаконных актов;

демократизм - характеризует участие граждан в процессе создания правовых норм;

гласность - означает открытость процесса правотворчества для общественности;

оперативность - своевременное принятие правового акта и др.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа (в процессе проведения референдума, например, в случае принятия новой Конституции РФ);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости выделяют следующие виды правотворчества:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с установленной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, как правило, правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию нормативно-правовых актов для оперативного решения определенных проблем, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - нормотворческая деятельность президента, правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, глав администраций, руководителей предприятий, учреждений, организаций на основе закона.

Подзаконное правотворчество характеризуется тем, что оно обладает большей оперативностью. Для принятия подзаконного акта не предусмотрена столь громоздкая и затяжная по времени процедура, как для принятия закона. Оборотная сторона подзаконного нормотворчества состоит в том, что оно является закрытым, непрозрачным.

Различают три способа правотворчества:

непосредственная правотворческая деятельность полномочных государственных органов;

санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями;

непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

Принципиально важно в процессе правотворчества соблюдать правила юридической (законодательной) техники.

Под юридической техникой понимают совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами правотворческого процесса для организации и осуществления правотворческой деятельности.

Основными правилами юридической техники являются:

1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;

2) рациональная организация и логическая последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;

3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;

4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;

5) ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;

6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;

7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: