Это одна из основных правовых систем мира, основанная на религиозно-этических предписаниях ислама. Понимается как синоним шариата (его нормативной стороны) или фикха.
Мусульманское право в общих своих чертах сложилось в Арабском халифате в VII-X вв. До середины XIX в. мусульманское право занимало центральное место в правовых системах как арабских стран, входивших в состав Османской империи (Египет, Ирак, Сирия, Ливан и др.), так и тех из них, которые формально сохранили политическую самостоятельность.
Сравнительно медленные темпы общественного развития, преобладание религиозной формы общественного сознания способствовали тому, что мусульманское право вплоть до XIX в. с большим или меньшим успехом удовлетворяло своему социальному содержанию и назначению.
Начиная со второй половины XIX в. мусульманское право претерпевает серьезные изменения, связанные прежде всего с тем, что в правовых системах наиболее развитых мусульманских стран оно постепенно уступило ведущее место законодательству, основанному на рецепции западноевропейских образцов. К этому свелись, например, реформы в области правовой надстройки Османской империи, которые были объективно обусловлены, с одной стороны, развитием капиталистических отношений, предоставлением определенных экономических и политических прав местной буржуазии, а с другой - экспансией и укреплением позиций иностранного капитала, политическим и идеологическим влиянием западноевропейских держав на социальное развитие стран, входящих в состав империи. Феодальное по своей сущности и неопределенное, архаичное по форме мусульманское право в этих условиях оказалось более не в состоянии отвечать потребностям регулирования широкого круга общественных отношений. В наиболее радикальном виде эти изменения коснулись правовой системы Египта.
В Сирии, Ливане, Ираке изменения правовых систем не были столь глубокими. Несмотря на принятие ряда законов и кодексов, область применения мусульманского права оставалась здесь очень широкой.
К началу XX в. лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило позиции и действовало в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман, что объясняется пережитками феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.
Аналогичная в целом оценка может быть дана и правовой системе Ирана, где сфера действия мусульманского права значительно сузилась.
Ни в одной мусульманской стране мусульманское право не потеряло своих позиций полностью. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция.
Согласно догмам ислама мусульманское право своим происхождением обязано Аллаху, который открыл это право и довел его до всего общества через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама.
Незыблемая основа мусульманского права - Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине.
Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его в качестве мусульманского права. Многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.
Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование.
Коран же как главная священная книга мусульман, будучи основополагающим источником мусульманского права, выступает в первую очередь как фундаментальный богословский труд.
Наряду с положениями чисто религиозного и философско-религиозного характера в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. Например, предписания правоверным по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание давать убежище "многобожникам", если "они у тебя этого попросили": "приюти такого человека, пока он не услышит слова Аллаха".
Коран предписывает быть благодарным и справедливым ("и устанавливаете вес справедливо и не уменьшайте весов"), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен.
Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться "в убытке", лишиться покровительства Аллаха.
В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII-IX вв.) - становления и развития мусульманского права - богословов и юристов.
Сунна есть своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни было ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к "книгам права", толкованиям широко известных правоведов, нежели к Корану или Сунне. В мусульманском праве помимо Корана и Сунны существуют другие источники права.
Среди них следует выделить так называемую иджму - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX-XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т.д.
Процесс модернизации национальных систем права сопровождался принятием во многих мусульманских странах (Египет, Турция, Сирия, Тунис, Марокко, Иордания и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по романо-германскому образцу.
Контрольные вопросы
1. Понятие правовой системы.
2. Соотношение правовой системы и системы права.
3. Классификация правовых систем стран мира.
4. Дайте характеристику романо-германской правовой семьи.
5. Дайте характеристику англосаксонской правовой семьи.
6. Дайте характеристику мусульманской правовой семьи.
Литература
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2004.
Правовые системы стран мира / отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2001.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: справочник. М., 1993.
Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия: в 5 т. Тольятти, 2005.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Бэкон Ф. (1561-1626) - английский философ, родоначальник английского материализма.
Герцен А.И. (1812-1870) - российский революционер, писатель, философ.
Жолио-Кюри Ф. (1900-1958) - французский физик и общественный деятель.
Михайловский Н.К. (1842-1904) - российский социолог, публицист, литературный критик, народник.
Спенсер Г. (1820-1903) - английский философ и социолог.
*(2) Этатизм (от франц. etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.
*(3) Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000.
*(4) Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 1912. С. 7-8.
*(5) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. IV. С. 153-154.
*(6) Они же. Соч. Т. XXI. С. 159.
*(7) Демченко Г.В. Судебный прецедент. Варшава, 1903. С. 10.
*(8) Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 1905. С. 140.
*(9) Оршанский И.Г.. Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПб., 1879. С. 148.
*(10) Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.; Киев, 1915. С. 96.
*(11) Понтович А.А. Философия права. Ч. I. Общее учение о праве. Кинешма, 1920. С. 51.
*(12) Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985. С. 158, 166.
*(13) Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. С. 138.
*(14) Малько А.В., Шопина О.В. Правовые акты: понятие, виды, системные связи // Вестник СГАП. 2002. N 3. С. 54.
*(15) Дагель П.С. Об аналогии в советском уголовном праве // Ученые записки Дальневосточного гос. ун-та. Владивосток, 1972. Т. 51. С. 40.
*(16) Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права. Л., 1963. С. 161.
*(17) Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960. С. 458.
*(18) Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 188-119.
*(19) Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. К.: Наукова Думка, 1985. С. 22.
*(20) Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука, 1986. С. 372.
*(21) Проведенный социологический опрос показал, что поведение только 30% граждан характеризуется высокой социальной активностью. См.: Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 404.
*(22) Липинский Д.А. Указ. соч.
*(23) Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. N 3. С. 43.
*(24) Борисов В.В. Правовой порядок: понятие и общая характеристика // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2000. С. 570.
*(25) Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 178.
*(26) Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 179.
*(27) Там же. С. 180-181.
*(28) Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 20-21.
*(29) Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 412-414.
*(30) Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 256-257.
*(31) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. С. 453-454.