1. Сопоставьте басни И. Крылова и С. Михалкова. Найдите сходства и
различия.
2. Прочитайте выразительно или инсценируйте одну басню.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказ «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились два приятия: толстый и тонкий. Они оба рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до достойного советника, он вдруг бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благовения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
Люди такого типа отыгрываются на ниже стоящих. Такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон». В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, постепенно меняет Манеру поведения в зависимости от того, кого называл в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был «ходить на задних лапах» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски.
Герой характеризуется исключительно при помощи его мимики, жестов, действий, причём очень немногих: «говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями»; «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто»; «И все лицо его заливается улыбкой умиления»; «грозит ему Очумелов».
Мотивы примитивного и смешного поведения полицейского надзирателя Очумелова так очевидны и оценка его действий представляется детям настолько ясной, что они, не задумываясь, говорят, что это приспособленец, беззастенчиво меняющий свои решения даже в таком малозначительном вопросе, как дело «об укушении» золотых дел мастера Хрюкина.
Такое отношение верное, но неполное. Поэтому необходимо обратить внимание на мысли, чувства, переживания героев.
Подростки обращают внимание на то, как гордо и строго вышагивает полицейский надзиратель по базарной площади. Услышав шум, он делает полуоборот налево и направляется к толпе. Говорит Очумелов грубо, отрывисто, в приказном тоне, для важности и устрашения даже шевелит бровями. Всех называет на «ты»: Хрюкина, городового. Мысли Очумелова не описаны Чеховым, но прозрачно просматриваются.
Выяснения мотивов действий (Почему Очумелов поступает именно так? Как ему следовало действовать?) приводит читателей к выводу, что полицейский надзиратель вообще не тем занят: он должен выяснить, кто виноват, а выясняет, чья собака. Цель выяснений очевидна - можно или нет ему, Очумелову, проявлять свою власть безнаказанно. Людям свойственно скрывать свои пороки, но к полицейскому это явно не относиться. Работая с текстом, следует обратить внимание на то, как Очумелов называет Хрюкина и собачку. Сначала - собака «наверное, бешенная», Хрюкни - «пострадавший», а затем собака - «маленькая», Хрюкин - «здоровела», который «расковырял палец гвоздем». Следующий этап. Собака - «чёрт знает что, подлость одна». Через секунду собака «дорогая и нежная тварь», Хрюкин - «свинья», «болван», с «дурацким пальцем». Авторское отношение и в подчеркивании забавных деталей. Если дети не обратят внимание, то следует подсказать. Почему, например, смешно оттого, что Очумелов приказывает то снять, то надеть на него шинель, разве смешно, когда человек волнуется и его бросает то в жар, то в холод? Смешно именно в данном случае, когда на глазах при одном упоминании генерала сбивается надменная спесивость человека, который и раз говаривать-то нормально считает ниже своего достоинства - бросает незавершенные фразы. Авторская оценка героя и в говорящей фамилии. Следует обратить внимание и на поведение Хрюкина. Что означает победно поднятый палец Хрюкина? Вариантов ответа может быть несколько.
Хрюкин показывает всем, что его укусила собака.
Зачем же Хрюкину демонстрировать этот укушенный палец перед всеми?
Чтобы заплатили хорошую компенсацию.
Почему он уверен, что хорошо заплатить?
Наверное, знает, что собака генеральская и торжествует: добился, чтоб она его укусила - и палец - доказательство его победы - он его поднял «победно».
Другая цепочка рассуждений...
Хрюкин показывает всем, что его укусила собака.
Зачем ему показывать?
Чтоб привлечь внимание сонных обывателей, для которых любая мелочь значительная.
Зачем привлекать их внимание?
Чтобы почувствовать себя героем дня: «Самый палец имеет вид знамения победы», Хрюкин в центре какого-нибудь события.
Интересно оценить и действие третьего персонажа - толпы. Никто не озабочен законностью. Толпу интересует только, чья собака. Никто не возмущен и даже не удивлен поведением Очумелова. Авторская оценка толпы высказывается в прямых определениях: «сонные физиономии», «сборище». Каждый из персонажей холопствует перед сильным, рад показать свою власть и поиздеваться над слабым. Хамелеонство воспринимается окружающими как обычное, закономерное явление.
Порок же этот многолик и опасен.
В этом рассказе А.П. Чехов показал себя как мастер сценки. В задачи юмористической сценки входит подчеркнуть, выделить жест, выражение лица, подметить в них смешное, необычное, редкое. Движение, мимика гротеск но заостряются, распространяются на окружающие предметы. Примером может послужить цитата из рассказа «Толстый и тонкий»: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы и узлы, и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее»...
В основе сюжета юмористического рассказа лежит не биография героя или решения какой-то общей проблемы, но определенная бытовая коллизия, ситуация. Герой попадает не в ту обстановку (вместо дачи - в курятник), героя принимаю за другого (проходимца - за лекаря). Необычность ситуации обозначается в первой же фразе. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий» («Толстый и тонкий»).
«У отставного генерала - майора Булдеева разболелись зубы» («Лошадиная фамилия»). Со временем художественный диапазон Чехова расширялся, рассказ осложнялся и психологически и философски.