Литературно - философская группа обэриу

 

ОБЭРИУ – Объединение Реального Искусства. Участников этого содружества именуют обэриутами. «У» - приставлено так, смеха ради, по веселой логике детской присказки: «потому что кончается на «у». В декларации обэриутов сказано, что они объявляют сказано, что они объявляют себя, новым отрядом революционного искусства». Их называли «литературными хулиганами», «заумниками».

В 1928 году ленинградская литературно - философская группа «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ) выпустила манифест. Обэриуты заявили, что необходимо отказаться от обиходно-литературного понимания действительности ради «нового ощущения жизни и ее предметов» они размежевались с поэтами – заумниками и поставили своей задачей создать «реализм необычайного». Исходной точкой провозглашалось детское видение мира.

Еще себя они называли «чинарями». Н. Заболоцкий, А. Введенский, Д. Хармс, прозаик К. Вагинов и др. В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам.

Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случаи». Многими их творчество оценивалось как «жестокое» или находящееся вне этики. Например, стихотворение Д. Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» производит впечатление аморального. Но в современном детском фольклоре «черных стихов» много. Дети скорее всего не воспринимают всерьез содержание.

Хармс, обратившись к детской литературе, вероятно, почувствовал ее пародийную природу (ничтожный повод для написания значительного текста). Обэриуты шли от «реального» понимания таких феноменов, как движение, мышление, память, воображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обнаруживали некий сдвиг, неточность, ускользание от «правильности», т. е. реальность при рассмотрении обэриутов открывалось как царство абсурда. Александр Введенский говорил о противоречиях в показаниях свидетелей: «Это не случайные ошибки. Сомнительность, неукладываемость в наши логические рамки есть в самой жизни». Много в их стихах скоморошеского комизма. В стихах Хармса крутится забавный абсурдный мир, где все наоборот:

 

Кашу не ели, а пили,

шли задом наперед,

а непонятное нечто

«чирикало любезно,

но зато немного скучно,

и как будто бы назад».

Это типичный фольклорный детский перевертыш.

Стихи обэриутов представляют собой разные игры. В журналах «Чиж» и «Еж» появились их рисунки, шарады, загадки, игра выплескивалась за пределы вербального мышления и требовала включения визуально-абстрактного мышления детей.

Добежали,

добежали до скамейки

у ворот

пароход с автомобилем

и советский

самолет, самолет

с автомобилем

и почтовый

пароход.

 

Петька прыгнул на скамейку,

Васька прыгнул на скамейку,

Мишка прыгнул на скамейку,

на скамейку у ворот.

- Я приехал! – крикнул

- Стал на якорь! – крикнул Васька.

- Сел на землю! – крикнул Мишка.

И уселись отдохнуть.

 

Обэриуты нашли новые способы диалога с читателем, «заимствованные» из детских правил общения: веселый подвох, розыгрыш, провокация. Особенно много таких примеров у Хармса («Храбрый еж», «Ты был в зоологическом саду?», «Семь кошек», «Бульдог и таксик»).

В 20-30-х годах поэты нередко соревновались с маленькими детьми – сочинителями стихов. Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами детской поэзии во многом благодаря учебе у детей; обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки.

Слова, синтаксические конструкции повторяются, варьируются, как в игре, восходящей к фольклорному обряду. Часто стихи обэриутов напоминают запись балаганского представления, комические диалоги нелепых персонажей. Слова, будто случайно попадают в строку, неожиданно рифмуются.

Приход поэтов группы «Обэриу» в детскую литературу не был случайным.

Помимо житейских необходимостей причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся – сдвиг и неточность.

Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные признания, что детей он не любит за нахальство. Хармс и Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда.

Несмотря на короткую историю группы (строгие рамки – 1927-1930), обэриуты успели многое. В конце ХХ века наряду с влиянием Велимира Хлебникова их влияние невозможно не заметить. Это эксцентрика, игра, интеллектуализм, игнорирование этических и политических тем.

 

Д. ХАРМС

(1905-1942)

 

Хармс родился в Петербурге, в семье писателя И. П. Ювачева. С детства владея немецким и английским языками, Хармс увлекался творчеством В. Буша и Л. Кэрролла. Под влиянием тетки, Натальи Ивановны Колюбакиной – директора бывшей Мариинской гимназии, серьезно увлекся литературой. В 1922 г. или немногим раньше начинается поэтическая деятельность Хармса. В 1925-1926 гг. Хармс вместе с А. Введенским становится членом «Ордена заумников», вступает во всероссийский союз поэтов. Было создано объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Трагичное мироощущение Хармса отразилось в его важнейших произведениях «обэриушного периода»: «Комедия города Петербурга», «Елизавета Бам».

Его игровые тексты построены так. Чтобы шокировать читателя или слушателя, произвести некоторый сдвиг в сознании. В ход шли чудеса, внезапные превращения, словесные игры – одним словом, фокусы. Одно из стихотворений Хармса так и называется – «Фокусы».

Из-под комода ехал всадник

Лицом красивый как молитва

Он с малолетства был проказник

Ему подруга бритва

Числа не помня своего

Держал он курицу в руках

Иван Матвеича свело

Загнав печенку меж рубах

А Софья Павловна строга

Сидела выставив затылок

Оттуда выросли рога

И сто четырнадцать бутылок.

 

Игровое начало и неистощимая фантазия, отличающие стихотворения Хармса, привлекли внимание С. Маршака. «Самое большое, что я мог от них ожидать в начале, это скороговорок, припевок, которые так нужны в детской поэзии. Но все они оказались способными гораздо большее», - удивлялся Маршак.

Детские стихи Хармс сочинял легко, непринужденно играя словами. Юные читатели его обожали.

В конце 1927 Д. Хармса привлекают к участию в детском журнале «Еж». В 1928 -1930 гг. – опубликованы стихи и рассказы, среди которых «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Врун». Чаще всего Хармс попросту пародирует детскую литературу или использует её для своих знаменитых мистификаций. Кстати, он с детских лет испытывал склонность к мистификациям, розыгрышам, экстравагантным поступкам.

Со второй половины 1933 г. «Чиж» начинает публикацию веселых выдумок и забавных игр Хармса. В его поэзии открывается новый этап (пародийная стилизацию под поэзию «золотого века»). Параллельно Хармс работает над повестью «Старуха» и завершает цикл миниатюр «Случаи», в котором исследует «недочеловека». В его сюжетах мотивы убийства, физических мук сливаются с мистическими мотивами сна и исчезновения.

Через два месяца после начала войны Хармс был арестован за «пораженческую агитацию» и скончался в больнице ленинградской пересыльной тюрьмы. Реабилитирован в 1960 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: