Задание для работы в парах

1. Выявите объекты пародий для Э. Успенского. Приведите примеры.

2. Дайте характеристику одному из героев Э. Успенского.

Н.Н. НОСОВ

 

Книги писателя Николая Носова занимают особое место в детской литературе. Самые лучшие произведения писателя адресованы детям - «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» и др. Герои рассказов Н.Носова дети-фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи. Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж - Мишка Козлов. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование ведется от лица друга Мишки. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии. Мишка – фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят («Огородники»).

Рассказы Н. Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми. Писатель рассказывает о необходимости взаимопомощи, о доверии и уважении ребят друг к Другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для юных читателей.

Неизменной любовью ребят пользуются сказки писателя: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. За всеми веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белокурова, С.П. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы [Текст]: учебно-методическое посбие / С.П. Белокурова, С.В. Друговейко. – СПб.: Паритет, 2001. – 512 с.

 

2. Зарубежная детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / [Н.В. Будур и др.]. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 304 с.

 

3. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст]: биогр. словарь в 3 ч. – М.: Либерея, 1999. – 432 с.

 

4. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / [Т.Д. Полозова]; под ред. Т.Д. Полозовой. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 1998. – 512 с.

 

5. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст]: библиогр. Справочник. Ч.1. А-Л / Г.Н. Тубельская. – М.: Школ. б-ка, 2002. – 192 с.

 

6. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имен [Текст]: библиогр. Справочник. Ч.2. М-Я / Г.Н. Тубельская. – М.: Школ. б-ка, 2002. – 192 с.

 

7. Русская литература ХХ века [Текст]: учеб пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений по спец. 03290 «Русский язык и литература». В 2 т. / под ред. Л.П. Кременцова.- 2-е изд., перераб и доп. – М.: Академия, 2003. – (Высшее образование)

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: