Сюжет романа строится на семейных отношениях пяти героев — Саши Савельева, его бабушки и дедушки, мамы и «нового» папы. Но странности характера и поведения бабушки, от которых страдают все и, прежде всего, она сама, объясняются особенностями эпохи.
«Предательство» дедушки, поместившего жену в психиатрическую больницу, когда после войны к ней проявили вроде бы интерес агенты КГБ, обусловило ее тяжелое душевное состояние на все последующие годы. Так что первопричиной трагедии можно считать перипетии эпохи доносов, доносителей и их жертв. Именно такой жертвой и стала бабушка Саши Савельева, сама написавшая нелепый и бессмысленный донос на свою соседку: «Тридцать лет назад у нее мания преследования была. Рассказала на кухне какой-то анекдот про царя, а через несколько дней пришли топтуны, забрали из соседней квартиры Федьку Зильбермана, врача, и о ней спросили: «Кто такая, почему такая молодая, нигде не работает?» Объяснили: с ребенком сидит. А с ней паника: «Меня посадят, меня заберут...» Побежала к Верке, соседке, а та подбросила: «Конечно, посадят! Этого за анекдот взяли, того посадили!» Что с ней творилось, Леш! Шубу новую я из Югославии ей привез — в клочья изрезала. Духов флакон «Шанели» — разбила. Говорит, придут с обыском, найдут, скажут — связь с заграницей».
|
|
Сталинские порядки создавали весьма благоприятные условия для болезненной подозрительности всех, кто хоть в какой-то мере мог пойти по знаменитой пятьдесят восьмой статье. Не случайно бабушка — человек из того времени — и сегодня настаивает на существовании особых связей дедушки в прокуратуре и милиции, дескать, эти связи позволят восторжествовать ей в борьбе с дочерью за внука, отнять сына у матери.
Все к этому шло
Сцена последнего грандиозного скандала, где со всей виртуозностью проявился удивительный дар бабушки-скандалистки, неожиданно и очень умело переходящей от угроз и проклятий к обещаниям и посулам, завершается сценой, нет, просто кратким сообщением о похоронах бабушки:
«Снег падал на кресты старого кладбища. Могильщики привычно валили лопатами землю, и было удивительно, как быстро зарастает казавшаяся такой глубокой яма. Плакала мама, плакал дедушка, испуганно жался к маме я — хоронили бабушку».
Финал нечуткому читателю может показаться случайным, он как будто не вытекает из финальной сцены — скандала на лестнице, пробуждения
Саши ночью оттого, что его гладит мама, от ощущения, что «жизнь у бабушки стала прошлым». И вдруг всего один абзац о похоронах бабушки. Но мне кажется, что здесь, как всегда, последний абзац книги может служить мерилом мастерства и таланта писателя.
|
|
Мотив смерти по-разному готовился всем ходом повествования, звучит и в последней главе: «Уличный фонарь отбрасывал через окно на потолок бело-голубой отсвет, на котором черным крестом оттенялась оконная рама. Крест! Кладбище!» И эти крест и кладбище заставляют героя, на протяжении всего романа больше всего боявшегося могильного холода и кладбищенского одиночества, обратиться к матери с просьбой: «Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?»
Сцену похорон бабушки связывает с предшествующей главой и тема снега. На просьбу сына «мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала. За окном шел снег». И следующая сцена, сцена похорон, начинается словами «Снег падал на кресты...» Заметающий всё на земле, всё в жизни снег и примиряющее ушедших и оставшихся жить старое кладбище.
Кстати, сама героиня не хотела умирать зимой, потому, что зимой хоронить дороже, больше денег берут за рытье могилы, и это будет накладно близким. Снова пример бытового снижения трагического.
Поэтика скандала
Если об ушедших обычно говорят — «отмучался», то о героине романа, бабушке Саши Савельева, можно сказать «отскандалила». Поэтика скандала в жизни, открытая и блистательно разработанная в литературе Достоевским, во многом определяет поэтику романа Санаева. У Сашиной бабушки есть предшественники — герои Достоевского, одаренные, прежде всего, как драматурги и режиссеры скандалов, точно учитывающие открыто публичный характер скандалов, их театральную природу. Скандал как непримиримое столкновение, где обнажаются таившиеся в душах людей черные, уродливые страсти, толкающие участников скандала на отвратительные поступки и слова, часто неожиданные для них самих, всегда трагичен. Но скандал — это и комедия по нелепости, бессмысленности, бравурно нарастающей динамике происходящего. Скандал всегда пародиен по отношению к обычно текущей жизни.
Писатель видит жизнь как трагикомедию, открыто усиливая фарсовое, комедийное начало в характерах и в сюжете. Герои постоянно гоняются друг за другом, бросают друг в друга чем попало, поливают, роняют предметы и падают. Бабушка гоняется вокруг стола то за провинившимся внуком то за дочерью, бросает все, что попадается под руку в тех, с кем ссорится, обливает дочь с балкона отварной вермишелью, ставя точку в только что закончившейся ссоре. Падает, поскользнувшись, дедушка. Постоянно падает и маленький герой. Одно его падение трагикомическое — он на стройке упал в яму с цементным раствором и чуть не утонул, другое — смешное, когда он, неловко пытаясь открыть дверь в вагонном туалете, теряет равновесие. Полный набор настоящей классической клоунады. Эта клоунада призвана подчеркнуть нелепость жизни, нескладность людей, невозможность понять их.