Принцип педагогического оптимизма

А.С. Макаренко утверждал, что «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

С принципами проявления гуманизма педагога в процессе воспитания тесно связан:

Принцип индивидуального и возрастного подхода в воспитании.

В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которые так или иначе сказываются на их личностном развитии, на поведении. Из лекций по теории педагогики мы уже знаем о возрастной периодизации школьников, в которой подробно рассматривались особенности личностного развития младших школьников, подростков и учащихся старшего школьного возраста. Процесс воспитания должен основываться на учете анатомо-физиологических, психологических особенностей, присущих ученикам того или иного возраста.

Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, нравственного и физического развития учащихся, их индивидуальные реакции на внешние воздействия. В связи с этим педагог должен владеть методикой диагностики индивидуальности своих воспитанников, методиками адаптации выявленных индивидуальных особенностей учащихся к педагогическому процессу, их развития, а также коррекции негативных индивидуальных проявлений, которые не являются врожденными. Учащиеся с положительным, уравновешенным характером легче вовлекаются в воспитательную деятельность, с готовностью откликаются на воспитательные влияния, быстрее утверждают свое личное достоинство и интенсивнее развиваются как личности.

Есть школьники с повышенной раздражительностью, недостаточно трудолюбивые и положительные (их иногда называют «трудными»), либо уже сформировавшие у себя асоциальные качества (обычно это уже подростки, имеющие опыт девиантного поведения, то есть поведения с отклонениями типа хулиганства, курения, сквернословия, употребления алкоголя и наркотиков, попыток к суициду и т.д.). Они нуждаются в повышенном внимании со стороны воспитателя и постоянном стимулировании общественно-положительной деятельности. Педагогу необходимо по отношению к таким детям быть особенно чутким и тактичным.

Необходимо осмыслить важность такого принципа, как:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: