Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Экономики Торговли и Товароведения
Кафедра: Кафедра международного бизнеса и таможенного дела
Доклад
По учебной дисциплине: «Прокурорский надзор»
Тема: «Механизм реализации принципов организации и деятельности прокуратуры»
Профиль: «Таможенное дело»
Форма обучения – очно-заочная
Выполнила студентка 6 курса,
группа № 26В-ТА-53/12
Афанасьева А.П.
Научный руководитель: Левитин В.Б.
Москва, 2017 год
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.
Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обяязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.
Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:
1)принцип централизации;
2)принцип единства прокурорского надзора;
3)принцип законности;
4)принцип независимости прокурорского надзора;
5)принцип гласности.
Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указанный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.
Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура — это единая федеральная система территориальных специализированных (военные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру — Генеральной прокуратуре РФ. Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах.
Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. При реализации этого принципа проявляется сочетание единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах.
Принцип централизации прокуратуры заключается в том, что:
· каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами;
· вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может поручить прокурору района принести представление в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность.