Рисование па темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Дальнейшее изучение композиционных закономерностей—формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п,).
Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).
Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.
|
|
Должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передали пространства 8 книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.
Развитие воображения, фантазии у детей, умении передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Примерные задания:
а) рисование на темы: «Путешествие по железной дороге», «Сказ об Урале», «Осень в средней полосе России», «Природа бредней Азии», «На далеком Севере», «Наш край», «Ритмы города», «Трудовые будни», «На заводе», «В кузнице», «Будни почтальона», «На птицеферме», «У колодца», «Наши новостройки», «Шахтерский поселок», «Животные нашего кран», «Птицы нашего края», «В метро.», «Транспорт будущего», «Юные художники на этюдах», «Мокрый луг», «Речная прохлада», «Сосновый бор на закате», «Оттепель. Проталины», «Розовый рассвет», «Лунная ночь», «Лесное озеро», «Морские просторы», «Современный морской флот», «Зашита окружающей среды», «Наш двор», «Вид из окна», «В школьной столовой», «На перемене», «Урок физкультуры», «Дружная семья», «Чаепитие», «Пробуждение», «Дельтапланеристы», «По местам боевой славы», «Старый солдат». «Народный праздник», «В ритме национальных мелодий», «Если бы я был волшебником», «Мы в театре», «В мире литературных героев», «Покорение космоса» и др.;
|
|
б) иллюстрирование литературных произведений: М. Горький «Детство» (избранные главы), А. Грин «Алые паруса», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верп «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак», Ф. Купер «Последний из могикан», «Следопыт» и «Зверобой», Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», «Легенды и мифы Древней Греции», Гомер «Одиссея» и др. Сказки зарубежных писателей по выбору.
Декоративная работа
Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла, региона, в целом национального искусства. Понимание тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.
Система учебно-творческих заданий строится с учетом того, чтобы учащиеся активно включались в процесс присвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального фольклора, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы — народное искусство в целом.
Примерные задания:
а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных пародов;
б) выполнение эскизов архитектурных детален и фрагментов в украшении русской северной избы;
в) выполнение эскизов декоративного оформления русской избы — памятника деревянной архитектуры Севера;
г) выполнение эскизов декоративных плиток по мотивам античной керамики Древней Греции;
д) выполнение эскизов плакатов, обложек туристической схемы «Мы охраняем памятники нашей Родины»;
е) выполнение эскизов фирменных знаков промышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; совместных предприятий, колхоза — шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.};
ж) выполнение эскизов плакатов «Спортивная олимпиада», «Берегите природу»;
з) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического оформления книг.
Лепка
Лепка фигуры человека.
Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.