1. Сравните два следующих высказывания:
1) «Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и др., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют». (Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М., 1997. – С. 92.)
2) «Развитая методологическая рефлексия предполагает умение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества: «объект и предмет исследования», «цель», «актуальность», «новизна». (Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. – Самара: СамГПИ, 1994. – С. 110.)
С кем из авторов вы согласны? Свою позицию аргументируйте.
2. В одной из своих статей В.В. Краевский в качестве негативного примера «размывания» предмета педагогики приводит перечень докладов, обсуждавшихся на 45-й конференции Американского общества философии образования (г. Сан-Антонио, США, 1989 г.): «Этика, нравственное развитие и опыт», «Зачем нужен рационализм: о критическом мышлении по поводу критического мышления», «Музыка и понимание», «Учение как воспоминание», «Профессионализм и моральный риск преподавания», «Обучение чтению и общее образование», «Проблема рационализма в преподавании», «Семантическая физиология: Витгенштейн о педагогике», «Преподавание, учение, их онтологическая зависимость». (Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. - № 3.)
|
|
Вычленив в каждом случае предмет исследования, распределите эти темы по научным дисциплинам, традиционным для России: философия, психология, педагогика, методика преподавания конкретного предмета.
3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
«… новизну и научную (теоретическую) значимость зачастую записывают в одну рубрику, без различения. В разделе «Новизна» пишут: выявлено, разработано, раскрыто и т.п. Смотрим «Научную значимость» - и там те же слова: выявлено, разработано, раскрыто. Мало кому приходит в голову, что это – разные направления мысли. Новизна состоит в том, что исследователь выявил, получил новое знание о том-то, а значимость – в том, что можно это знание использовать для решения другими исследователями других проблем, близких к проблематике данного исследования, но не совпадающих с ней. Как нас учили в школе, надо выяснить, «на какой вопрос отвечает». Научная значимость отвечает на вопрос…» (Краевский, В.В. Тенденции и антитенденции в педагогике. - http://www.kraevskyvv.narod.ru/papers. - 10.03.2010.)
|
|
Так на какой вопрос отвечает «научная значимость»? а «научная новизна»?
4. Вам предлагаются данные, полученные в ходе опроса 652 учащихся школ Центрального района г. Тулы и 102 родителей: «Как использует свободное время школьник?»
№ п/п | Вид занятий | Всего % |
Общение с друзьями | ||
Просмотр теле-, видео-, кинофильмов | ||
Чтение художественной литературы | ||
Спорт, туризм | ||
Развлечения | ||
Общение с родителями | ||
Дополнительное образование | ||
Техническое творчество | ||
Общение с любимым человеком | ||
Помощь старшим | ||
Коллекционирование | ||
Приобщение к искусству |
Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.
5. В рамках «Научной весны» в ТГПУ им. Л.Н. Толстого было проведено исследование ценностных ориентаций и предпочтений студентов.
По результатам проведенного исследования выяснилось, что ведущей ценностью, поставленной на 1-е место почти 40% всех опрошенных, является «здоровье». Причем этот выбор характерен для студентов всех специальностей, независимо от пола и возраста. Студенты так объясняют свой выбор данной категории: «здоровье – самое главное, что есть у человека»; «в здоровом теле – здоровый дух»; «если человек здоров, то перед ним открываются все возможности» и т.д.
Второе место в рейтинге выбранных ценностных ориентиров занимает категория «любовь». Здесь прослеживается корреляция между выбором и половой принадлежностью респондентов. Хотя в среднем по частоте выбора «любовь» является важнейшей жизненной ценностью и для юношей, и для девушек; но все-таки на 2-е место в рейтинге ее поместили 25 % девушек и только 16% юношей, причем тот же рейтинг (16%) у юношей набрала категория «дружба». В определении студентами понятия «любовь» можно выделить 3 типа ответов: 1) любовь – «ответственность за любимого человека», «полное взаимопонимание», «духовное родство»; 2) «поддержка от любимого человека», «помощь любимого человека»; 3) «духовная основа жизни», «созидание», «двигатель всего».
Достаточно часто в качестве жизненного приоритета студентами избирались такие понятия как «активная жизнь», «продуктивная деятельность», «творчество», «развитие»; определяемые как стремление «быть полезным», «выжать из себя максимум», «реализовать все свои возможности» и т.д.
На последнее место в рейтинге ценностей студенты поставили «красоту природы и искусства» (24% опрошенных), этот результат характерен для всех специальностей (в том числе и для искусствоведов -!) и обоих полов. Предпоследнюю строчку занимает категория «счастье других» (на 1-е место его поместили менее 4 % опрошенных, на 2-е и 3-е место – никто).
Категорию «материально обеспеченная жизнь» на 1-3 место в рейтинге поместили 18 % студентов, причем среди девушек никто не поставил ее на 1-е место, среди юношей таких оказалось 10,5 %. Отметим, что примерно половина выбравших это понятие в качестве важнейшей ценности, объясняют это тем, что отсутствие материальных проблем даст им возможность сосредоточиться на чем-то другом – творчестве, духовной жизни и т.п.
Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.
6. Познакомьтесь с выдержками из выпускных квалификационных работ студентов. Проанализируйте приведенную в них систему основных методологических характеристик. Выявите допущенные ошибки. Предложите варианты улучшения формулировок основных методологических характеристик для каждой из этих тем.
|
|
1) Тема: «Психолого-педагогические особенности формирования мотивации к учебной деятельности у подростков на уроках истории».
Объект исследования - обучение подростков истории (учащиеся 8а и 8б классов МОУСШ №58 г.Тулы). Предмет исследования — мотивация учения подростков в процессе обучения истории.
Выбрав объект и предмет исследования, мы сформулировали цель исследования - выявить, теоретически обосновать особенности формирования мотивации учения в подростковом возрасте; в опытно-экспериментальной проверить эффективность системы условий по формированию мотивации подростков.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации учения в подростковом возрасте;
2. дать основные характеристики понятий данного исследования (мотивация, мотив, мотивационная сфера, классификация мотивов и др.);
3. выявить условия эффективной реализации методик по формированию мотивации учебной деятельности подростков.
Гипотеза исследования - создание целенаправленной системы воздействия по формированию мотивации учащихся - подростков будет способствовать улучшению учебной деятельности на уроках истории в данном возрасте, если:
1.Педагогами и практическими психологами будет использована поуровневая диагностика мотивации учебной деятельности школьника-подростка;
2.Осуществляться оперативное регулирование уровня мотивации УД учащихся впроцессе обучения на уроках истории;
3. Разработана программа стимулирования данного вида мотивации в учебном процессе и деятельности педагога.
2) Тема: « Изучение истории в системе дополнительного образования: из опыта работы туристско-краеведческого клуба».
Объектом исследования является деятельность туристико-краеведческих объединений подростков. Предметом исследования является изучение истории Отечества и Родного края в деятельности туристско-краеведческих объединений.
|
|
Цель: определение роли и места туристико-краеведческих кружков системы дополнительного образования в структуре исторического образования школьников.
Задачи:
· Изучение и анализ нормативно-правовой базы, литературы по деятельности туристико-краеведческих объединений в системе дополнительного образования.
· Анализ опыта работы педагогов дополнительного образования по изучению истории в рамках туристико-краеведческих объединений.
· Разработка и экспериментальная проверка возможностей туристско-краеведческой работы для изучения истории со школьниками.
Гипотеза: уровень исторического образования школьников повышается в процессе их участия в работе туристско-краеведческого объединения, если:
1. содержание занятий объединения соотносятся со школьной программой по истории, дополняет и расширяет ее;
2. занятия в туристско-краеведческом кружке имеют направленность не только на расширение знаний по истории, но и на формирование эмоционально – ценностной сферы личности;
3. занятия в кружке нацелены на формирование социального опыта учащихся, приобретение ими навыков коммуникативных, организаторских, прикладных туристических и т.д.
3) Тема: «Влияние проблемно - развивающего обучения на развитие креативного мышления старшеклассников».
Мы выбрали объектом нашего исследования учебно - воспитательный процесс обучения истории в старших классах. Предметом исследования являются дидактические и методические аспекты развития креативности мышления старших школьников средствами проблемно - развивающего обучения.
Но при многообразии работ, посвященных вышеназванным проблемам эта сфера остается ещё недостаточно изученной, что и явилось для нас решающим в выборе цели настоящего исследования: теоретически обосновать и в процессе опытно - экспериментальной работы доказать, что использование проблемно - развивающего обучения позитивно влияет на развитие креативности мышления старших школьников.
Для реализации данной цели потребовалось сформулировать и решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть сущность проблемно - развивающего обучения, его отличия от других видов обучения;
- показать особенности использования проблемно - развивающего обучения на уроках истории в старшей школе;
- раскрыть сущностные характеристики процесса формирования креативности мышления;
- доказать, что использование технологии проблемно - развивающего обучения эффективно воздействует на развитие креативности мышления старших школьников.
Гипотезой данного исследования явилось следующее положение: планомерное и регулярное использование средств проблемно – развивающего обучения на уроках истории в старших классах приводит к более быстрому и эффективному развитию креативности мышления школьников, чем в случае использования традиционного обучения при прочих равных условиях.
4) Тема: «Педагогические взгляды Н.И. Кареева».
Объект исследования: Педагогическая и научная деятельность Н.И. Кареева. Объект исследования концентрируется вокруг основных понятий и ведущих целей нашего исследования. Это своеобразные несущие конструкции, на которых держится всё здание исследуемой темы. Осмысление содержания основных понятий и идей невозможно без раскрытия их связей с другими понятиями, многие из которых изучаются другими научными дисциплинами. Отсюда и необходимость опоры на эти связи, выявление которых требует знания как изученных тем исторического и обществоведческого курсов, так и понятийного аппарата других учебных предметов.
Предмет исследования: Система педагогических и методических взглядов Н.И.Кареева, нашедшая отражение в теоретических трудах, учебных и методических пособиях.
Цель исследования: Целью данного исследования является изучение и творческое осмысление педагогического наследия Н.И. Кареева, для последующего практического применения его ключевых идей и положений в практике современного исторического образования.
Задачи исследования:
1) Изучить основные педагогические и психологические идеи, существовавшие в России в конце XIX – начале XX вв. и определить в их контексте место и роль деятельности Н.И.Кареева.
2) Изучить научные труды Н.И.Кареева и труды, освещающие его деятельность.
3) Вычленить и описать ключевые положения общепедагогических и методических взглядов Н.И.Кареева.
4) Провести сравнительный анализ, предложенных Кареевым альтернативных подходов, к целям, содержанию, методам школьного исторического образования.
5) Определить значение педагогических идей Н.И.Кареева для современного школьного исторического образования.
7. Проанализируйте фрагменты диссертаций, представленных на соискание ученой степени кандидата наук. Выделите предложенные в них основные методологические характеристики. Проследите взаимосвязи между:
- темой, объектом и предметом исследования;
- темой и целью;
- предметом и целью;
- целью и задачами;
- целью, задачами и гипотезой.
Удачно ли, на ваш взгляд, выстроена система этих категорий? Если нет, то какие изменения вы бы предложили внести?
1) Тема: «Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики».
Объект исследования: преподавание педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Предмет исследования: включение психологического знания в содержание курса педагогики как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей.
Цель исследования: выявить концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики и определить способы использования этого знания в преподавание педагогических дисциплин.
Гипотеза исследования. Включение психологического знания в вузовский курс педагогики осуществляется с учетом концептуальных оснований, к числу которых отнесены источники, пути, условия и способы. Вероятно, что уровень усвоения педагогического знания студентов повысится, если преподаватель педагогики: опирается при подготовке к занятиям на источники включения педагогического знания; использует в своей работе психологическое знание в соответствии с элементами структурно-функциональной модели вузовского курса педагогики; учитывает в процессе педагогической подготовки дидактические условия включения психологического знания; применяет в преподавании способы включения вспомогательного знания.
Задачи исследования:
- Установить содержание понятия «концептуальные основания».
- Охарактеризовать состояние соотношения педагогического и психологического знания в области профессиональной подготовки будущего учителя.
- Проанализировать затруднения учителей и студентов в использовании педагогического знания.
- Выявить место психологического знания по отношению к педагогическому в содержании нормативных документов по педагогике.
- Разработать структурно-функциональную модель курса педагогики с включением психологического знания в вузовский курс педагогики.
- Определить дидактические условия включения психологического знания в преподавание педагогических дисциплин.
- Уточнить способы включения и использования психологического знания в преподавании педагогических дисциплин.
- Показать влияние включения психологического знания в курс педагогики на эффективность усвоения педагогических знаний студентами.
(Калниболанчук, И.С. Концептуальные основания включения психологического знания в вузовский курс педагогики: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Тула, 2007. – С.6.)
2) Тема: «Высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны» (20-30-е гг. XXв.)».
Цель исследования – воссоздание целостной картины становления и функционирования высшего образования для российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны», анализ его основных направлений и типов, а также организации, содержания, форм и методов деятельности русской высшей школы за рубежом.
Объект исследования – образование и педагогика Российского Зарубежья в условиях эмиграции «первой волны».
Предмет исследования – высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции 20-30-х гг. XX в.
Задачи исследования:
- исследовать политические, социально-экономические, социокультурные и педагогические факторы организации и развития высшего образования для российской молодежи в условиях эмиграции;
- проанализировать и воссоздать систему русского высшего образования в Российском Зарубежье как в целом, так и по отдельным направлениям высшего профессионального образования;
- изучить развитие педагогики и методики высшего образования и особенности образовательного процесса в русской высшей школе;
- дать характеристику студенчества и профессорско-преподавательского корпуса высшей школы Российского Зарубежья.
(Макеева, Н.А. Высшее образование российской молодежи в условиях эмиграции «первой волны» (20-30-е гг. XXв.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Саранск, 2003. – С. 5-6.)
3) Тема: « Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования ».
Объект исследования – управление муниципальной системой образования.
Предмет исследования – условия эффективного управления социально-психологической службой в муниципальной системе образования.
Цель исследования – теоретически обосновать, спроектировать модель социально-психологической службы как элемент муниципальной системы образования и опытно-экспериментальным путем выявить условия, при которых управление ею будет эффективным.
Гипотеза: управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования будет эффективным, если:
- служба будет органично включена в структуру муниципальной системы образования;
- субъект управления этой службой по своей структуре и функциям адекватен целям, функциям, структуре и содержанию деятельности службы;
- разработано ресурсное (нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое) обеспечение функционирования и развития службы в муниципальной системе образования;
- критерии и показатели функционирования и развития службы будут ориентированы на качественные показатели деятельности муниципальной системы образования;
- выявлены и проверены педагогические условия эффективного управления спроектированной службой.
Задачи исследования:
1. Спроектировать модель социально-психологической службы как элемент структуры муниципальной системы образования на основе уточненного понятия «социально-психологическая служба».
2. Обосновать и спроектировать структуру субъекта управления адекватную целям, функциям и содержанию деятельности социально-психологической службы, созданной как объект управления в муниципальной системе образования.
3. Обосновать и разработать содержание ресурсного обеспечения функционирования социально-психологической службы в муниципальной системе образования.
4. Определить критерии и показатели функционирования и развития социально-психологической службы в муниципальной системе образования.
5. Выявить педагогические условия эффективного управления социально-психологической службой в муниципальной системе образования.
(Бурцева, И.И. Управление социально-психологической службой в муниципальной системе образования: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Тула, 2009 – С.5-6.).
4) Тема: « Обучениебудущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в образовательном процессе вуза (на материале педагогических дисциплин)».
Объектом исследования выступает изучение педагогических дисциплин в образовательном процессе вуза, тогда как предмет исследования – педагогические условия обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин в вузе.
Цель исследования: теоретически обосновать, опытно-экспериментальным путем проверить модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин в вузе и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования.
Гипотеза исследования: обучение будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций будет эффективным, если:
- Данный процесс выделен в качестве одной из задач изучения педагогических дисциплин;
- Выявлены содержательные и организационные возможности педагогических дисциплин для обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций;
- Спроектирована и реализована модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций;
- Разработаны критерии и показатели для определения уровней развития у будущих учителей понимания учебно-воспитательных ситуации;
- выявлены и проверены педагогические условия эффективного функционирования спроектированной модели.
Цель и гипотеза исследования обусловили формулирование следующих задач: 1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие «понимание педагогической ситуации учителем»; 2) выявить содержательные и организационные возможности педагогических дисциплин для обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций; 3) спроектировать модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин; 4) разработать критерии и показатели ля определения уровней развития понимания студентами педагогических ситуаций; 5) выявить педагогические условия эффективного функционирования модели; 6) апробировать модель обучения будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в ходе изучения педагогических дисциплин при соблюдении выявленных условий.
(Бабина, О.И. Обучениебудущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в образовательном процессе вуза (на материале педагогических дисциплин): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Тула, 2007. – С.7-8).
5) Тема: «Влияние государства и общества на гимназическое образование в России во второй половине XIX – начале XX в.»
Объект исследования: система гимназического образования в России во второй половине XIX – начале XX в.
Предмет исследования: влияние государства и общества на процесс реформирования системы гимназического образования в России во второй половине XIX – нач. XX в.
Цель диссертационного исследования: научный анализ влияния государства и общества на процесс развития системы гимназического образования в России в контексте социально-политических перемен второй половины XIX – начала XX в.
Задачи работы:
- проанализировать состояние гимназического образования в России к началу Великих реформ Александра II и определить причины и основные направления реформирования гимназического образования;
- выявить тенденции развития женских и мужских гимназий в пореформенный период, их место в системе образования Российской империи;
- исследовать процесс реформирования гимназического образования в контексте модернизационного процесса рубежа XIX – начала XX вв.;
- проанализировать требования общества в отношении образовательной политики, отраженные в документах политических партий и деятельности I – III Государственных Дум;
- выявить степень эффективности попыток реформирования среднего образования в период третьеиюньской монархии, войны, революции;
- проиллюстрировать общеимперские тенденции динамики образовательной практики гимназий на примере Тульской губернии.
(Маркова, С.М. Влияние государства и общества на гимназическое образование в России во второй половине XIX – начале XX в.: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Тула, 2007. – С. 3-4).
6) Тема: « Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты».
Объектом исследования является содержание школьного образования (русский язык). Предмет исследования: способы оценки и формирования лингвистического компонента нормативно-научной картины мира как содержания школьного образования.
Цель исследования: изучение особенностей взаимоотношения содержания образования и его языкового выражения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возможности представления содержания школьного образования как нормативно-научной картины мира и выделить ее базовую единицу – термин;
- проанализировать количественный и качественный состав терминологического наполнения учебников русского языка, соответствующих основным учебным программам, с учетом типов нормативно-научных текстов и на его основе провести сопоставительный анализ терминологического наполнения параллельных учебников;
- разработать экспериментальный способ определения уровня владения лингвистической терминологией;
- предложить систему терминологической работы и проверить ее эффективность в экспериментальном обучении.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом:
если рассматривать содержание школьного образования как нормативно-научную картину мира, а термин как ее опорную единицу, то проведение комплексного анализа лингвистической терминологии в составе ННТ школьных учебников и целесообразно организованная терминологическая работа на уроках русского языка позволят:
а) представить в структурированном и доступном для количественного и качественного анализа виде содержание любого фрагмента ННКМ (учебного предмета);
б) разработать инструмент лингвистической (терминологической) оценки содержания учебников в условиях многовариантности выбора;
в) разработать методику оценки лингвистической компетенции ученика на основе учета корреляций между предметным знанием и выражающей его терминологией;
г) повысить уровень лингвистических знаний обучающихся.
(Ильина, А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук.- Орел, 2008. – С.4-5.)